Из ЖЖ rusautomobile
Как-то я уже выкладывал тусклую фотографию этой машины. Сейчас вот нашлись фото получше. Это – «Кентавр-2160», сделанный в городе Шуя Ивановской области. На самом деле, конечно, сделан он в НАМИ. Точнее, разработан. Главным конструктором выступил совершенно гениальный Александр Петрович Миронов, его многие знают по проектам «Компакт», «Ода-НАМИ», и, из более-менее свежего – «Тихая Нива».
Ребята из Шуи назывались фирмой “Автомобильная корпорация “Теза”. Кто-то говорил, что они правопреемники той самой «Тезы», что делала пластиковый «Автокам-Рейнджер», но я не знаю, так ли это. Они заказали в НАМИ разработку этой машина на агрегатах «Нивы», пообещав расплатиться готовыми экземплярами; но та и не расплатились. Потому, что никакого производства наладить не смогли. Сколько их было сделано – я не знаю, кто-то говорит про несколько экземпляров, мне кажется, что вообще один, который возили по выставкам, перекрашивая. Плюс, конечно, несколько сертификационнных машин.
«Кентавр» имел пластиковый кузов с металлическим пространственным силовым каркасом. «Нивовскую» базу удлинили, что позволило перенести раздатку ближе к заднему мосту, в центр машины. Таким образом Миронов решил проблему биений промежуточного вала – основного источника шума и вибраций в «Ниве». Кстати, ВАЗ (точнее, Бронто), вполне мог поступить точно так же, проектируя длиннобазную «Ниву» - но не сделал. По всей видимости, не хотели увеличивать себестоимость.
Удлинив базу, Миронов решил и проблему тесноты на заднем сидении, просто вынеся его вперед, поставив его перед колёсными арками. Машина вышла полноценно пятиместной. Сергей Молодёнов, занимавшийся в этом проекте системами вентиляции и кондиционирования, преодолел врождённые «нивовские» болезни плохого обдува задней части и неравномерного обдува лобового стекла. С безопасностью у машины тоже было всё в порядке, она прошла полный комплекс испытаний и была рекомендована к производству.
Эти фото я сделал на Автосалоне 1994 года, на ВДНХ. После первого дня, вечером, мы поехали на периферические дорожки выставки, на задворки. Пока я ехал, невольно сравнивал «Кентавр» с «Нивой» и он казался очевидно лучше: тише, мягче, комфортабельнее. Но дёрганый характер ВАЗовского мотора (тогда ещё 1,6 литра) никуда не делся. Кстати, в «Кентавре» оставили весь внедорожный потенциал «Нивы» - раздатку с понижающей передачей, постоянно включённый полный привод с симметричным дифференциалом.
Ребята из Шуи, казалось, имели серьёзные намерения, но довольно быстро испарились с автомобильного горизонта. Как-то, году в 2004-ом, я предложил одному приятелю посмотреть этот проект на предмет организации мелкосерийного производства. Будете смеяться, не удалось найти ни одного экземпляра, ни одного чертежа. В НАМИ, конечно, кое-кто помнил эту машину, но никто даже не смог отыскать действующего номера телефона Миронова. Так идея и умерла. А ведь могла бы.
По ссылке – еще несколько фотографий.