Хотя официальной датой считают 1930 год, история дистанции более древняя: Шуйско-Ивановская железная дорога ведет летоисчисление от 5 сентября 1868 года.
В 1930 году по сети железных дорог СССР были созданы эксплуатационные районы, в Иванове – 3-й эксплуатационный район Северной (железной дороги). Ивановскому участку пути было присвоено название «30-я дистанция пути» с подчинением вновь организованному эксплуатационному району, а через него – управлению СЖД. Нынешнее название «7-я дистанция службы пути Северной ж. д.» за ней закрепилось в июле 1959 года.
Сегодня дистанция охватывает территорию, расположенную в Ивановской, Костромской и Владимирской областях. Развернутая длина главных путей – 429,7 км, станционных и подъездных – 318 км, 33 станции, 716 стрелочных переводов, 27 охраняемых и 79 неохраняемых переездов.
На 15 линейных участках дистанции, в цехе дефектоскопии, двух мостовых цехах и в цехе дистанционной мастерской трудятся 522 человека.
Достижения последней «пятилетки» связаны с именем Сергея Лочканова, который возглавил дистанцию в 2005 году. За эти годы балльная оценка содержания пути снизилась более чем в два раза: если в 2004-м среднегодовая оценка составляла 172 балла, в 2009-м – 38 баллов. Количество километров с «неудовлетворительным» содержанием пути сократилось с 233 км в 2004 году до 10 км – в 2009-м. Значительно уменьшилось количество неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов: если в 2005 году было выявлено 1123, то в 2009-м – 96.
Проводится огромная работа по усилению верхнего строения пути. Заменено 279,1 тыс. негодных деревянных шпал, 126 стрелочных переводов, в том числе 50 – на железобетонном основании, 71 комплект переводного бруса, 1632 дефектных и остродефектных рельса, отремонтировано в пути 629 дефектных рельсов. Всеми видами ремонта оздоровлено 138,3 км пути.
В 2008 году по итогам дорожного соревнования Ивановская дистанция заняла во II и III кварталах первое место, в IV квартале – третье, в IV квартале 2009 года – первое место среди коллективов СЖД.