Для меня первична церковная идентичность - именно поэтому я выступаю за строгую церковную дисциплину. Поэтому, всевозможные "православные патриоты", которых я наблюдаю года с 1987, это протестантствующие либералы, разрушающие иерархическое церковное пространство. Это все мы уже проходили в 1917 году - все эти «псаломщические революции» и «феврализм» в Церкви.
Далее. Я государственник. Это моя Родина и мое государство - и Российская империя, и СССР, и современная Россия. Это государственная власть в ее непрерывном потоке, выполняющая функцию удержания зла. Поэтому я категорически не приемлю любого диссидентства. А "православные патриоты"- это люди с риторикой "несогласных". По сути, это антигосударственные либералы. Ближайшая их практическая опасность для Церкви в следующем. Конечно, они, как и все последние четверть века, не выйдут ни на какие практические общественно-значимые результаты. Но они могут быть использованы в антигосударственной политической игре серьезных сил и нанести большой вред и Церкви, и России.
Да, в нашей стране - масса проблем. Как и всю последнюю тысячу лет. Но для того, чтобы решать эти проблемы - не надо вставать в позу оппозиции. Эти проблемы, более или менее успешно, может разрешить государственная власть. Риторика "несогласных", витание в своих псевдотеоретических схемах, псевдодуховность различных современных бегунов - только вредят делу. Время идеологий, всяких схем, типа "Православие. Самодержавие. Народность"безвозвратно прошло.
У всякого процесса, у всякого развития есть своя логика. Почему Сталин не отказался от косной идеологической конструкции? В силу этой самой внутренней логики, обусловленной массой причин. Есть путь. Так и надо по нему идти.
Те же аборты - это следствие состояния общества, нежелания не только иметь детей, но и вообще служить ближним. Для Церкви здесь, естественно - огромное поле деятельности. Но мы должны измениться сами, уйти от маргинальности, стать активными, перестать бояться всяких ИНН, несуществующих "экуменизмов", выдуманных "либеральных поворотов".
Дел очень много. Мы сейчас ввели новые приходские должности, впервые готовим проведение коллегий епархиальных отделов, пытаемся выстроить единую информационную систему. Но для этого нужен не испуг, не всякие "круглые столы"записных "патриотов", а нормальная работа.
Любая идеология ущербна, вторична, схематична. Идеологии - это феномен эпохи модерна, если угодно. Идеология - это всегда путы. Мир изменился очень сильно. В то же время - признание невозможности идеологии - вовсе не признание постмодерна. Речь не идет о множественности "истин". Путь, Истина и Живот - Один, Господь наш Иисус Христос.
Про Церковь я, конечно, не забываю. Именно Церковь может заполнить образовавшийся вакуум, но это путь той самой миссии, которую «православные патриоты» отвергают.
И не надо говорить о «режиме». Не вижу никакого "режима". Такие словечки - из терминологии "несогласных". Мне приходится нести еще и "протосинкельские"обязанности, и я вижу современных, образованных, очень креативных людей, реально осуществляющих власть и изменяющих окружающий мир к лучшему. Говорю это совершенно искренне, как впечатление последних четырех лет, времени моего нахождения в Ивановской области. Боюсь, что оппозиция просто замкнулась в самой себе, постепенно переходит, если уже не перешла в категорию "бывших"(не стремлюсь вложить в этот термин что-то обидное).
Общество - увы, не способно к самостоятельности, самостоятельному действию. Мы живем в эпоху политтехнологий. Даже православные христиане (а может быть - и в большей степени, чем другие) поддаются манипулированию. Достаточно вспомнить последнюю панику в Греции, спровоцированную рассказом в СМИ о явлении старца Паисия. Поэтому остаются две силы - Церковь и государственная власть.
Государство - это не добрый царь или добрый барин. Власть может называть себя как угодно, но в России она всегда будет нести на себе сакральный отблеск и стремиться к автократии. Именно эта, конкретная власть, а не мифический "грядущий царь".
Оппозиция живет риторикой, она сама нагнетает страсти. Например, - образование. Не скажу за все вузы, но у меня ощущение, что в целом высшая школа деморализовалась и загнила. Гуманитарное пространство необходимо очень хорошенько встряхнуть, переформатировать. Что касается средней школы, то на моих глазах в Ивановской области она перешла на совершенно новую технологическую базу. Именно отсюда, а не из «жидо-масонского стремления погубить русское село», происходит (точнее произошла) оптимизация числа школ.
Взгляните на риторику РНЛ - катастрофа, революция и т.д. Катастрофа будет, если рухнет эта, конкретная, сейчас существующая Российская государственность.
Посмотрите, какими схемами мыслят авторы РНЛ - тот же иерей Александр Шумский. Либералы, экуменисты, модернисты и власовцы против православных патриотов. То есть, если ты возмущен хамским тоном статьи "Несогласные", опубликованной накануне мероприятий, посвященных 20-летию со дня смерти протоиерея Александра Меня, то ты уже модернист и экуменист.
Повторю, что наблюдаю "патриотическую"среду с 1987 года. Она не сможет измениться. Она вросла в свою мифологию, в свои псевдомероприятия. Не важно, профессора это или генералы в отставке. Это люди, простите, сидящие на том же стуле, что и четверть века назад. Те новые, что входят в эту среду - быстро обрастают ее мхом. А между тем в мир, во власть, в СМИ вошло совершенно другое поколение.
"Довольно революций! Да здравствует порядок!"