Из интервью гендиректора Cirrus Russia Дениса Горбылева:
Компания Cirrus Russia появилась как раз накануне кризиса. Тогда рынок авиации общего назначения рос на 30-40% в год. Теперь пришлось скорректировать планы?
Мы оцениваем потенциал российского рынка минимум в 250 самолетов в год. Из них мы собираемся продавать до 50%. Россию сравнивают с Бразилией по уровню развития экономики, а в Бразилии Cirrus реализует именно столько.
Что касается кризиса, то на Cirrus Russia он практически не сказался. Мы ведь никуда не спешили. На "Арманд"приходилось около 40% российских продаж Peugeot. Это хороший, устойчивый бизнес, поэтому топ-менеджмент компании задумался о новых направлениях деятельности, и частные самолеты показались крайне перспективной темой. Мы остановили выбор на американской компании Cirrus Aviation, которая занимает 51% мирового рынка одномоторных четырехместных самолетов, и в 2008 году стали ее эксклюзивным дистрибутором в России. В октябре 2009 года мы получили сертификаты на самолеты типа SR-20 и SR-22. Несколько самолетов Cirrus уже зарегистрированы в российском реестре, летают в России и проходили здесь техническое обслуживание. В течение следующих двух-трех лет мы планируем построить дилерскую сеть. На заявленные объемы продаж выйдем лет через семь-восемь.
Лайнеры регулярных авиакомпаний летают еще быстрее.
Да, но, допустим, штаб-квартира вашей компании находится в Самаре, а бизнес расположен в Казани и Тамбове. Приходится лететь через Москву, поскольку прямого авиасообщения между этими городами нет. Они не самые посещаемые, поэтому не факт, что стыковка между рейсами будет удачной. Возможно, вам придется сутки провести в Москве в ожидании самолета. Итого, чтобы облететь все города, надо от недели до полутора. Со своим самолетом вы можете летать по своему графику когда и куда угодно.
Это при условии, что есть аэродромы. Но инфраструктура для авиации общего назначения приказала долго жить.
Еще недавно я бы с вами согласился. Люди реально возили с собой топливо в канистрах, потому что заправиться было негде (самолеты Cirrus работают на бензине 100LL.— СФ). Но в последние годы ситуация стала исправляться. Власти Москвы открыли аэропорт в Иваново. Появилось много частных инвесторов. Как правило, они создают аэродромы на базе заброшенных взлетно-посадочных полос для кукурузников, которые раньше орошали поля. Коровники по соседству переоборудуются в кафе. Строятся гостиницы, заправки, ангары для хранения самолетов. Сейчас в Московской области насчитывается около 50 аэродромов малой авиации. Масса новых появляется вокруг Самары и других крупных городов.
Когда человек решает купить самолет, немаловажным является вопрос цены. Сколько стоят самолеты Cirrus?
Стоимость SR-20 в США составляет от $279,9 тыс., SR-22 — от $385,5 тыс., SF-50 — $1,7 млн. В России надо дополнительно оплатить доставку самолета (перелет осуществляется нашими пилотами по маршруту США-Канада-Гренландия-Исландия-континентальная Европа) плюс таможенные расходы. В среднем самолет эксплуатируется около 100 часов в год. Стоимость его технического обслуживания в России при таком режиме составит $6-10 тыс. в год. Это реальная альтернатива автомобилю. Дороже, но гораздо быстрее.