Коллекция тканей, которую выпустила «Красная Талка», является лимитированной, так что увидеть знаменитые «Лампочки», «Дирижабли» и другие принты 1920-х – 1930-х годов пока можно будет только на сувенирной продукции музея ивановского ситца. Ожидается ли продолжение этого проекта и более массовый тираж уже выпущенных принтов – зависит, по большому счету, от спроса со стороны швейников. А пока представляется важным поговорить о том, что за явление – агиттекстиль, и какое место он занимает в российской и мировой художественной культуре. И расскажут об это участники презентации проекта «Агиттекстиль: несовременное современно».
***
Когда говорят о российском культурном коде, обычно имеют в виду возрождение и переосмысление тех направлений, которые сформировались во времена Российской империи. Наследие советского периода почему-то вытесняется на задний план. Хотя если смотреть шире и учитывать мировой культурный контекст, то становится очевидным: во времена раннего СССР, в 20-е - 30-е годы ХХ века возникали прорывные идеи, которыми до сих пор восхищаются искусствоведы и знатоки.

«Шестеренки, снопы, серпы». Художник Бурылин С.П. 1930 год. Из коллекции музея ивановского ситца. Реплика – «Красная Талка»
Агитационный текстиль, пожалуй, одно из таких направлений. Как отметила заведующая отделом тканей Всероссийского музея декоративного искусства (г. Москва) Светлана Исраелова, еще в конце XIX – начале ХХ века художники, работавшие на российских текстильных предприятиях, создавали не только цветочные орнаменты. «Были невероятные эксперименты с геометрическим рисунком, с оптическими иллюзиями, в России была сильная школа текстильного рисунка, - отмечает она. – Среди авторов рисунков для агиттекстиля было немало художников старой школы, имевших опыт работы на текстильных предприятиях до революции. Именно поэтому они смогли так интересно и эффектно адаптировать идеологически насыщенные образы».

«Космос». Художник Бурылин С.П. 1932 год. Из коллекции музея ивановского ситца. Реплика – «Красная Талка»
«Первая агитационная текстильная продукция на фабриках нашего края появилась раньше, чем в Москве – уже в 1921-22 годах здесь начали выпускать платки с портретами вождей Октябрьской революции, - говорит заведующая музеем ивановского ситца Галина Карева. – Уже в середине 1920-х ивановские фабрики выпускают целые серии агитационных тканей, а ивановские художники определили на несколько десятилетий агитационный стиль текстиля по всей стране».
Именно в начале 1920-х годов у руководства молодой Советской страны появилась идея использовать в качестве средства агитации предметы повседневного пользования – посуду, одежду и т.д. В это время появляется и агитфарфор, и агиттекстиль. Однако единого понимания о том, каким образом нужно агитировать за новые ценности, какие стилистические приемы использовать, не было. Как и в искусстве в целом, в текстильном рисунке в этот период наступает время авангарда и смелых экспериментов.
Один из ведущих художников в это время – Сергей Бурылин, которого называют пионером агитационного текстиля России. Рисунки для агиттекстиля он начал делать, уже имея за плечами огромный опыт работы в текстиле. Он разработал один из самых узнаваемых стилей агиттекстиля – так называемые «перекаты», когда базовый элемент как бы переливается, перекатывается сам в себя. Графика линейная, орнамент выстраивается в пределах одного цвета. Именно в этом стиле выполнены знаменитые рисунки Сергея Бурылина «Фабричный гудок», «Трактор Фордзон». В коллекции реплик, выпущенных «Красной Талкой», есть три работы Бурылина: «Снопы, серпы, шестеренки», «Трактор», «Космос». Эти рисунки отличает тонкость, сложная проработка деталей.

«Трактор». Художник Бурылин С.П. 1929 год. Из коллекции музея ивановского ситца. Реплика – «Красная Талка»
Другое стилистическое направление в агиттекстиле – это работы выпускников ВХУТЕМАСа/ВХУТЕИНа – знаменитой художественной школы, где преподавали лидеры новейших на тот момент течений в искусстве, архитектуре и дизайне: Веснин, Кандинский, Лентулов, Попова, Родченко, Фальк, Татлин и многие другие. Выпускники ВХУТЕМАСа приходили работать, в том числе, на ивановские текстильные предприятия. Например, известный рисунок Михаила Хвостенко «Шагающие пионеры» был создан для Сосневской мануфактуры, «Пионеры на линейке» Маргариты Назаревской – для «Красной Талки».
Эти рисунки отличает динамичная композиция, эмоциональная и цветовая насыщенность, в то же время здесь появляется повествовательность. В период внедрения коллективизации стали появляться ткани, где в сравнении изображались «старая» и «новая» деревня. Ткани с изображением красноармейцев должны были вселять уверенность в мощи Красной Армии.
Из рисунков этого направления в коллекцию реплик вошла работа Дарьи Преображенской «Пятилетку в четыре года».

«Пятилетку в четыре года». Художник Преображенская Д.Н. 1930 год. Из коллекции музея ивановского ситца. Реплика – «Красная Талка»
Сегодня не всегда очевидно, какой смысл заложен в рисунках для агиттекстиля. Графические орнаменты напоминают ребусы – но от них невозможно оторвать глаз. Марина Блюмин, кандидат искусствоведения, заведующая сектором новых поступления Государственного Эрмитажа, на презентации проекта музея ивановского ситца вспоминала, что в середине 1980-х годов, когда «железный занавес» начал приподниматься и делались первые шаги в сторону сотрудничества между музеями СССР и западных стран, из многих музеев США и Европы приходили запросы на организацию выставки агитационного текстиля. «Наши коллеги уже тогда выделяли его как уникальное художественное явление, - рассказывает Марина Блюмин. – Сегодня исключительное художественное достоинство этих рисунков очевидно».

«Лампы». Художник Струсевич С.Е. 1930 год. Из коллекции музея ивановского ситца. Реплика – «Красная Талка»
Как отмечает искусствовед, сто лет назад агиттекстиль не получил на родине должного признания – из-за того, что широкие массы населения не были готовы воспринимать такое художественное высказывание. Рабочие и крестьяне хотели использовать в быту ткани с более привычными им цветочными или геометрическими орнаментами. «Сегодня во всем мире ценят наш авангард – Малевича, Кандинского, Шагала, - подчеркивает Марина Блюмин. - Но агиттекстиль - это тот же авангард. Это невероятный эксперимент. Те, кто создавал эти рисунки, - гениальны. И проект музея ивановского ситца крайне важен: музейщики, производственники и модельеры вновь вывели на сцену одно из важнейших достижений российской художественной культуры и промышленности. Коллекции одежды, представленные здесь, удивительны каждая по-своему. Они дали вторую жизнь агитационному текстилю и показали, что он может быть актуален и в наше время. Сейчас, когда ушла идеологическая составляющая, мы видим оригинальность, зашифрованные смыслы, коды, и это невероятно красиво. Так что несовременное очень современно, и у агиттекстиля сейчас есть еще один шанс».

«Шестеренки». Художник Медведев А.С. 1930 год. Из коллекции музея ивановского ситца. Реплика – «Красная Талка»
Стоит отметить, что в коллекции Государственного Эрмитажа находятся 26 образцов агиттекстиля. А в собрании музея ивановского ситца – более тысячи агитационных тканей и кроков. На сегодняшний день эта коллекция является крупнейшей в России и, пожалуй, одной из крупнейших в мире. Еще один повод для того, чтобы гордиться нашим городом, не так ли?

модель из коллекции Ивана Кутузова
А вот как оценили возможность поработать с репликами агитационных тканей современные модельеры.
Иван Кутузов:
«Агиттекстиль сейчас - это элемент истории и элемент нашей культуры. Это классный способ выстроить диалог с прошлым. Это интересная форма, которая уже лишена былой идеологии. И нам как дизайнерам остается в это все поиграть. Не собирать образы, созданные сто лет назад, а переосмыслить и пересобрать их, заложить в форму новое содержание. И это интересная задача».

модель из коллекции Ивана Кутузова
Анастасия Уруева:
«Нашей главной задачей было сделать эти ткани, фактически артефакты носибельными, сделать эти рисунки частью повседневной жизни. Мы не помещаем их в музейные рамки, а внедряем их в самую что ни на есть актуальную среду. Наша коллекция - доказательство того, что подлинная история может быть самой актуальной. Это шанс носить искусство, которое столетие ждало своего часа. Носить будущее, которое своими корнями глубоко уходит в прошлое».

модель из коллекции Михаила, Анастасии и Елисея Уруевых
