Портал IslamRF.Ru публикует ТОП-10 ключевых событий и трендов (по мнению редакции) в исламской умме России за прошедший 2011 год.
1. Планы и первые шаги российского руководства в направлении евразийской интеграции как фундаментальный выбор России в пользу азиатского полюса и в противовес либеральной модели и модели этнического русского государства. Союзнические отношения со странами мусульманского мира (в том числе и странами СНГ) автоматически прибавляют вес мусульманского сообщества России, создают почву для мусульманских народов России, во-первых, развиваться не в узкой сувенирно- этнографической нише, но оставаться цивилизационным феноменом, а во-вторых, оставаться включенным в общемировой мусульманский контекст и общеисламский процесс развития.
2. Введение в детских садах, школах и среднеспециальных учебных заведениях уроков православной культуры в Московской области, а также планы по введению во всех школах страны курса «Основы религиозных культур и светской этики» с 2012 года. Это серьезное испытание для мусульманских общин и российской образовательной системы. Хватит ли у чиновников от образования управленческих и методических возможностей подготовить достаточное количество преподавателей, способных тактично донести содержание образовательных модулей до учеников? Не обернутся ли масштабные планы по охвату факультативами православия всех учащихся Подмосковья социальным взрывом, ведь значительный процент учащихся Московской области уже сейчас – дети из семей мигрантов? Эти вопросы остаются открытыми.
3. Убийство Максуда Садикова и Сиражутдина Хурикского в Дагестане. В республике который год растет напряжение между двумя основными религиозными «фракциями». Однако погибают деятели, известные своей взвешенной позицией и нацеленные на примирение, а не разобщение.
4. Смена поколений в управлении исламскими религиозными структурами. Этот тренд очень явно обозначился именно в 2011 году. К руководству мухтасибатами, казыятами и муфтиятами в регионах приходят молодые имамы, сформировавшиеся уже в постперестроечное время и строящие работу иначе, нежели их предшественники.
5. Убийство осенью 2011 года трех имамов в Центральном федеральном округе – в Ивановской и Ярославской областях. Таким образом, очаги напряженности из периферийных южных регионов переходят во внутренние регионы России.
6. Начало строительства Исламского центра Республики Ингушетия в Магасе и Исламского культурно-образовательного центра в Нальчике (Кабардино-Балкария).
7. Решение об объединении хадж-операторов в саморегулирующуюся организацию и внедрении единого государственного стандарта оказания хадж-услуг.
8. Скандал с попыткой признать "40 хадисов пророка Мухаммеда"имама ан-Навави и другую классическую религиозную литературу экстремистскими материалами. Не первый вопиющий случай по данной проблематике, но именно этот со всей очевидностью продемонстрировал несостоятельность существующей системы цензуры религиозной литературы.
9. Череда мероприятий, призванных стать олицетворением статуса и укорененности ислама в ряде регионов. Примерно в одно время в Болгаре (Татарстан) и у села Ильчигулово Миякинского района Башкортостана были открыты памятники сподвижникам, по преданию впервые принесшим ислам на эти земли. В сентябре в Чеченскую Республику доставили чашу Пророка Мухаммеда, в ноябре в Казань доставили самый большой в мире экземпляр Корана.
10. Возобновление строительства комплекса Московской Соборной мечети – одно из ключевых событий 2011 года, которое в перспективе будет приобретать все большую значимость. Беспрецедентная диффамационная компания, организованная в сентябре-октябре и центробежные тенденции, наметившиеся в ноябре-декабре, были скорее благом, ведь все точки над i расставлены, а маски сброшены были до начала нового политического цикла. Если, скажем, полгода назад у кого-то могли возникнуть сомнения в искренности намерений тех или иных деятелей, то сегодня их мотивация и истинные цели обнажены как никогда.