Поэтому представляется важным понимать, что из сферы культуры Ивановской области больше похоже на сову, натянутую на глобус, а что действительно может претендовать на статус национального достояния. Так что мы не могли упустить возможность поговорить о музее ивановского ситца с заведующей отделом народного искусства Русского музея Наталией Ковалевой.
Наталия Ковалева побывала в Иванове в середине марта, на заключительном показе проекта музея ситца «Я буду это носить!». Так что неудивительно, что наш разговор касался и этого проекта, и научной и просветительской работы сотрудников музея, и значения старинных тканей для современной жизни.

- На ваш взгляд – взгляд человека, не один десяток лет работающего в одном из крупнейших музеев страны – насколько актуален проект музея ивановского ситца «Я буду это носить!»?
- Я считаю, что это прорыв, это совершенно новаторский проект. Никто этого раньше не делал. Казалось бы, все очень просто: они взяли старинные ткани, каким-то образом уговорили крупное предприятие воспроизвести их. Хочу подчеркнуть: в современном текстильном производстве совершенно другие технологии, повторить точно дореволюционные ткани невозможно, но вместе с технологами «Шуйских ситцев» они смогли максимально приблизиться к оригиналу. Запустили в производство – не метрами, а километрами. И всё это покупается без остатка – значит, такие ткани востребованы, а авторы проекта – заведующая музеем ситца Галина Алевтиновна Карева и старший научный сотрудник Юлия Андреевна Блавдзевич – попали в точку, нащупали такой поворот, который привлекает внимание десятков, сотен людей.
Еще одна история: Юлия Блавдзевич у нас в Русском музее проходила стажировку в январе этого года. И на защите, когда она закончила рассказ о работе с нашими фондами, первый вопрос от комиссии, в которую входили научные работники, был: где это купить? Думаю, комментарии излишни.
То, чем занимается сейчас команда музея – это очень тонкое сочетание глубокой научной работы и популяризации научных знаний. Ведь, как неоднократно отмечали участники команды проекта «Я буду это носить!», главная цель – это вернуть ивановские ситцы на улицы наших городов, показать ныне живущим людям красоту российских тканей, продемонстрировать, что они прекрасно вписываются в современную моду и могут стать основой актуальных коллекций прет-а-порте. На мой взгляд, это вашим музейщикам и тем, кто работал с ними в рамках этого проекта, блестяще удалось. И главное подтверждение этого тезиса – то, что люди говорят: это здорово, я сама бы такое носила.
Если говорить о внедрении современных технологий, в том числе 3D, то это, безусловно, требование времени. Это необходимо, чтобы музей оставался интересным для посетителей, прежде всего, для детей и молодежи. Но такие технологии много где внедряются, а такого проекта, как сделали ваши сотрудники музея ивановского ситца, не было ни у кого и нигде.

- А с фондами музея ивановского ситца вы знакомы? Как вы их оцениваете?
- Конечно, я знакома с фондами. Честно говоря, я даже не вспомню сейчас, когда я впервые побывала в музее ситца и когда познакомилась с его сотрудниками. В Русском музее я работаю с 2001 года, с 2004-2005 года занимаюсь текстилем: храню текстильные фонды и костюм. В целом сфера моих научных интересов – это текстиль, набивные ткани кустарного и промышленного производства. И в рамках моей научной работы я в какой-то момент пересеклась с музеем ивановского ситца. А с Юлией Блавдзевич я познакомилась еще до того, как она пришла работать в музей, на почве исторической реконструкции.
Что касается фондов вашего музея… Вот смотрите, в отделе народного искусства Русского музея у нас хранятся разные материалы – дерево, игрушка, керамика, текстиль… Это коллекции, которые формировались еще в середине XIX века. То, что есть у нас, нет ни у кого, - ни в ГИМе, ни в Эрмитаже, у нас уникальные фонды. Но у нас около 50 тысяч единиц хранения. А в музее ивановского ситца – больше 500 тысяч, и это только если говорить о тканях.
Да, конечно, это получилось, потому что сердце русского производства ситцев все-таки было у вас. Конечно, много крупных ситценабивных предприятий в XIX веке было в Москве, были крупные предприятия под Петербургом – Красносельская и Шлиссельбургская мануфактуры. Но прямыми конкурентами они не были, у каждого была своя ниша. И именно ситцы чаще всего производили в Иванове.
И второй фактор – это Дмитрий Геннадьевич Бурылин, его страсть к коллекционированию. Это удивительная история: после триумфального показа его коллекции первобытных набоек на Нижегородской ярмарке в 1896 году (подробнее про эту историю можно почитать здесь. – прим.ред.), многие фабриканты, производившие текстиль, захотели войти в историю и стали дарить ему альбомы с образцами своих тканей. Кроме того, этот человек сам был текстильщиком, он понимал, что именно он собирает. Так что благодаря ему сформировалась уникальная коллекция.
Что касается Петербурга, то у нас была война, блокада. Шлиссельбургская мануфактура прекратила свое существование в 1941 году, и она не возобновила текстильное производство. У нас отсутствует фактологически материал, нет той базы, какая есть у вас. Если в Москве еще что-то там оставалось, в институте Косыгина есть прекрасный музей, то в Петербурге это какие-то крохи. Нам нечего показать и нечего рассказать о периоде до 1950-х годов (для более позднего периода есть прекрасное собрание набивных тканей). Мы сейчас можем только догадываться, что выпускала наша шлиссельбургская мануфактура.
Поэтому ваши фонды – ценнейшие. Плюс те книги образцов, которые у вас есть. Есть с чем работать – есть фонды, есть материал, к которому можно обращаться. У нас этого нет. Так что вам в Иванове действительно есть чем гордиться, вам есть что ценить.

- Вы упомянули популяризацию как одно из важных направления работы музеев. Почему, на ваш взгляд, этим необходимо заниматься? Ведь существует точка зрения, что основная задача музея – это сохранение фондов и введение их в научный оборот.
- В нашем мире сейчас мало знать. Мы сидим у себя в музеях, на фондах, мы занимаемся наукой, это все прекрасно. Но популяризация нужна, чтобы максимально расширять круг людей, которые знают, любят и ценят то наследие, которым обладает наша страна. Причем делать это надо так, чтобы заинтересовать людей – для этого, в том числе, сейчас в музейное дело активно внедряются современные технологии. Да, настоящих популяризаторов среди музейных сотрудников немного. Так что вам очень повезло, что в музее ивановского ситца сложился коллектив, который много и успешно занимается популяризацией нашего величайшего культурного наследия – ивановских ситцев. Низкий поклон и Галине Алевтиновне, и Юлии Андреевне, и всей команде музея за ту огромную работу, которую они делают.
Ведь те ткани, которые хранятся в музее ивановского ситца, - это, без преувеличения, культурный код России, это одна из визитных карточек нашей страны. И замечательно, что у вас есть люди, которые невероятно много делают для того, чтобы это доносить до широкого круга общественности.
Кстати, Русский музей готовит большой выставочный проект, посвященный русской традиции в декоративно-прикладном искусстве и ее современному переосмыслению. При работе над выставкой мы планируем обращаться к фондам других музеев, в том числе и к коллекции музея ивановского ситца. Не буду пока раскрывать все секреты, но уверена, что этот проект будет очень интересным в том числе благодаря участию вашего музея.