И так было до тех пор, пока в нашу редакцию не обратились ивановцы с наивным, но тем не менее зацепившем меня вопросом: а почему даже в первоначальном списке, предложенном для голосования, не было нашего земляка, Героя Советского Союза, признанного аса-истребителя Аркадия Васильевича Федорова? Он, в отличие от маршала Василевского, не только не стремился откреститься от своей малой родины, но и вернулся сюда после завершения военной службы и много лет работал на благо страны на «Ивтекмаше». В Великой Отечественной войне принимал участие с первого ее дня, совершил почти 550 боевых вылетов, служил в одном полку с легендарным Покрышкиным и нередко летал с ним ведомым… А в его честь даже улицу в городе, который он так любил, не назвали.

Инициативные граждане также рассказали, что они вносили предложение включить Федорова в список для голосования, но, к сожалению, их предложение не набрало нужного числа голосов.
Эта история меня почему-то зацепила – может, как внучку военного летчика, а может, просто по причине моей природной вредности. И пошла я гуглить, кто такой Аркадий Федоров. И да, теперь я тоже разделяю недоумение моих земляков: почему организаторы конкурса на выбор имени для аэропорта проигнорили этого человека? Присвоить аэропорту имя аса-истребителя – что может быть символичнее?
9 марта будет годовщина смерти Аркадия Васильевича, он умер в Иванове в 1992 году, в 75 лет. Думаю, будет правильно напомнить здесь о нашем земляке. Может быть, у кого-то из принимающих решения, тоже что-то отзовется в душе.
Аркадий Васильевич Федоров родился 6 января 1917 года в Иваново-Вознесенске в семье рабочего. Русский. Рос и учился в деревне Егорий. В 1933 г. окончил 7 классов. В 1935 г. вернулся в город и пошел работать на завод «Легмаш» молотобойцем. Без отрыва от производства занимался в Ивановском аэроклубе, окончил пилотскую и инструкторскую группы.
В Красную Армию был призван в ноябре 1938 г. и по комсомольской путевке направлен в Чкаловское (Оренбургское) военной авиационное училище. Окончил училище в 1940 г. по первому разряду. Получил назначение в 131 иап (истребительный авиационный полк), базировавшийся в Запорожье. В составе этого полка вступил в Великую Отечественную войну.
В боях участвовал с первого дня. В боях на Южном фронте, летая ведомым у командира эскадрильи А.Комосы, одержал несколько побед, был награжден орденом Ленина. К февралю 1942 г. произвел более 160 боевых вылетов на И-16 и 161 на Як-1, в воздушных боях сбил 7 самолетов противника лично.
В начале марта 1942 г. эскадрилья, в которой воевал Федоров, в полном составе была переведена в 55 иап/16 гиап. В составе этого полка Федоров прошел боевой путь до конца войны. Воевал на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Летал на истребителях И-16, Як-1. В декабре 1942 г. освоил американский Р-39 «Aircobra» и воевал на нем до Победы. Часто летал ведомым у Покрышкина.
В одном из боев в апреле 1943 г. был сбит, воспользовался парашютом, но получил травму ноги. После излечения в госпитале вернулся в свой полк.
Участвовал в боях за освобождение Донбасса. В июне 1943 г. гвардии старший лейтенант Федоров был назначен командиром эскадрильи.
К сентябрю 1943 г. Федоров провел 498 боевых вылетов, в 62 воздушных боях одержал 12 личных побед и 4 – в группе. Был представлен к геройскому званию.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.04.44 г. гвардии капитану Федорову присвоено звание Героя Советского Союза. Награду он получил в начале октября 1944 г. в Кремле вместе с Покрышкиным, получавшим свою третью «Золотую Звезду».
С полком Федоров участвовал в боях за освобождение правобережной Украины, Белоруссии, Польши. В ноябре 1944 г. стал заместителем командира полка. Продолжал лично летать на боевые задания, участвовать в воздушных боях. В марте 1945-го принял командование полком. Полк под его командованием произвел 1015 самолетовылетов, провел 24 групповых воздушных боя и сбил 26 самолетов противника. Сам Федоров в последний год войны провел 27 боевых вылетов, но сбитых самолетов не имел. В этой должности и встретил День Победы.
Всего за годы войны гвардии майор Федоров совершил 545 боевых вылета из них 136 – на штурмовку войск и различной техники противника, провел 78 воздушных боев уничтожив 18 самолетов противника лично и 4 в группе.

После войны продолжил службу в авиации, еще два года командовал свои полком. В 1948 г. окончил Высшие летно-тактические курсы и был назначен инспектором-летчиком по технике пилотирования в ВВС Дальнего Востока, затем был командиром полка, заместителем командира дивизии, командиром 146 иад. Освоил новые реактивные Як-15, МиГ-15. В 1954 году окончил курсы усовершенствования при ВВА им. Жуковского. Продолжил службу командиром 131 истребительной авиационной дивизии (Прикарпатский ВО). В сентябре 1955 г. был списан к летной работы, и в марте 1956 г. в звании полковника Федоров уволен в запас по состоянию здоровья.
Вернулся в родной город Иваново. С 1963 г. и до выхода на пенсию работал на заводе «Ивтекмаш». Был начальником штаба гражданской обороны, начальником 1-го отдела завода.
Скончался Аркадий Васильевич, как уже упоминалось, 9 марта 1992 года, похоронен на кладбище Балино.
Награжден двумя орденами Ленина (05.11.1941, 13.04.1944), четырьмя орденами Красного Знамени (05.05.1943, 24.12.1943, 12.05.1945, 30.12.1955), орденами Александра Невского (02.02.1944), Отечественной войны 1-й степени (1984), Красной Звезды (1953), медалями, а также иностранными наградами: польской медалью «За Одер, Нейсе и Балтику», чехословацкими Военным крестом и медалью «За храбрость» (обе 26.04.1946).
На доме, где жил Федоров, в 2007 г. установлена мемориальная доска. Имя Аркадия Федорова увековечено на мемориале Героев-ивановцев. В музее завода «Ивтекмаш» был установлен его бюст, после банкротства и закрытия завода хранится в музее профессионального училища №2 города Иванова.
(по материалам сайта «Авиаторы Второй мировой»)