Последние
новости
Власть

О Тимербулате Каримове, «хозяине» города Плёс

Что увидел областной суд, но не видит областная прокуратура
Автор: Алексей Машкевич
14 мин
20 января, 2025
На недавней встрече журналистов с областным прокурором Андреем Жугиным я среди прочего спросил Андрея Владимировича: «В Плёсе уже много лет (несколько избирательных циклов) не проводятся выборы главы поселения. Почему прокуратура никак на это не реагирует?» На что тот ответил: «У нас никаких жалоб на это не было, но вы можете обратиться к нам, и мы подробно ответим».

Отлично, подумал я. Хотя «Слухи и факты» неоднократно публиковали (например, здесь) материалы о ненормальной ситуации с организацией местной власти в Плёсе, областной прокурор в силу занятости мог их не читать. И я связался со знатоком Плёса, практически отцом концепции превращения богом забытого городишки в курорт федерального значения предпринимателем Алексеем Шевцовым и попросил его правильно сформулировать вопрос областному прокурору Андрею Жугину. Алексей Владиславович – впрочем, как всегда – подошёл к вопросу основательно и прислал большой текст об устройстве плёсской власти, в конце которого задал те вопросы ответы на которые хотелось бы услышать не только Алексею Владиславовичу, но и нашей редакции.

Ниже мы публикуем текст предпринимателя Алексея Шевцова.

Шевцов.jpeg

***
В Плёсе уже более семи лет отсутствует глава поселения: местный совет не проводит конкурс, не избирает главу, а вместо этого с ноября 2017 года назначает так называемых «ВРИПов» – временно исполняющих полномочия главы города.

В ноябре прошлого года в апелляционном определении по иску Сергея Шевцова о бездействии Плёсского совета эту странную ситуацию детально зафиксировал областной суд: он подтвердил, что требования федерального закона и действующего устава Плёсского поселения нарушены, что законно избранный глава много лет отсутствует, но указал, что отсутствие главы поселения (высшего должностного лица) затрагивает интересы всех жителей поселения, а не лично Сергея Шевцова, а Сергей как обычный гражданин (не прокурор) в данном случае не вправе выступать в защиту публичного интереса.

Между тем прокуратура – и Приволжская районная, и областная – в ответ на обращения о странном поведении Плёсского совета многократно направляла заявителям стандартные ответы в том смысле, что «всё законно». То есть на данный момент уже выявилось разночтение: областной суд зафиксировал нарушение закона, но отметил, что призвать плёсскую власть к ответу в рамках административного кодекса не получится, а областная прокуратура никаких нарушений в Плёсе не видит, в том числе потому, что никто о них не сообщал.

Поэтому я хотел бы ещё раз предложить вниманию читателей детальное описание плёсской аномалии, которое, очень надеюсь, поможет прокуратуре и другим властным инстанциям наконец-то трезво посмотреть на положение дел в маленьком волжском городке.

Население не знает

Начнём с того, что «население муниципального образования как носитель муниципальной власти» (цитата из определения Ивановского областного суда) совершенно не в курсе того, что в Плёсе отсутствует глава поселения. Население, напротив, убеждено в том, что законный «хозяин Плёса» в городе все эти годы есть (глава он, мэр или глава администрации, люди в большинстве своём не понимают). И фамилия его известна – это Тимербулат Каримов, избранный 1 октября 2015 года на должность председателя совета Плёсского городского поселения.

В городской газете «Плёсские ведомости» (номер за 8 ноября 2024 года) с портретами Каримова на первой и пятой полосах читаем: «Плесяне поздравили мэра с юбилеем», «Вы – глава города». Собственно, не только в этом «юбилейном» номере, но и во всех остальных «Плёсские ведомости» убеждают читателей в том, что высшим должностным лицом Плёса является именно председатель совета Каримов, а не кто-то другой.

И тут важно зафиксировать два момента.

Первый. Нет никаких законных оснований и никаких документов, позволяющих считать председателя плёсского совета Каримова высшим должностным лицом Плёса. Более того, федеральный закон прямо указывает, что председатель совета поселения не может являться главой поселения (руководителем администрации). Действующий устав Плёсского поселения чётко определяет, что высшее должностное лицо Плёса – не председатель совета, а глава поселения, избранный по результатам конкурса. Как видим, газета «Плёсские ведомости» дезориентирует население Плёса относительно реального положения дел в местной власти. Законного главы Плёсского поселения уже семь лет как нет, но местным жителям внушают, что всё в порядке.

И второй момент. Как выяснилось, газета «Плёсские ведомости», официальным учредителем которой выступает предприниматель Кирилл Игнатьев, фактически финансируется и управляется Тимербулатом Каримовым. Игнатьев, по его словам, неофициально передал издание в распоряжение Каримова три года назад, сохранив за собой лишь титул собственника. Таким образом, вышеупомянутые здравицы «мэру» и «главе» Плёса опубликованы в подконтрольной Тимербулату Олеговичу, управляемой им газете.

Не являясь высшим должностным лицом Плёса с точки зрения устава и закона, Каримов является главой города и в восприятии населения, и в информационном пространстве. И сам активно участвует в создании имиджа законного высшего руководителя Плёса с помощью публикаций в подконтрольной ему газете и других СМИ.

Плёсский председатель

Что касается должности в Плёсском поселении, официально занимаемой Тимербулатом Каримовым, то он председатель совета поселения, дважды избирался депутатом на муниципальных выборах – в 2015 и 2020 годах – и оба раза депутаты выбирали его председателем. В соответствии со своими должностными обязанностями председатель совета поселения уполномочен созывать заседания совета, формировать и рассылать депутатам повестку дня заседаний, ставить на голосование вопросы повестки дня. Исполняет ли Тимербулат Каримов добросовестно и ответственно эти обязанности?

Согласно уставу, ключевая задача совета – избрание главы поселения (высшего должностного лица, руководителя администрации) по результатам конкурса. Так вот, совет Плёсского поселения 4-го созыва, избранный в 2020 году, за всё время своей работы под председательством Каримова вопреки действующему уставу и закону ни разу не рассматривал этот вопрос. Не рассматривал, судя по всему, именно по той причине, что председатель совета не включал его в повестку дня.

В определении Ивановского областного суда, которое цитировалось выше, упомянуто об ответственности совета Плёсского городского поселения перед избирателями и государством в связи с длительным неизбранием главы. Помимо ответственности совета, должен быть рассмотрен и вопрос о личной ответственности его председателя, полномочного инициировать избрание главы поселения в соответствии с уставом и законом и в то же время заинтересованного в блокировании избрания главы Плёса. Ведь Тимербулат Каримов уже длительное время позиционирует в качестве высшего руководителя Плёса не кого-то ещё, а себя самого.

За все девять с лишним лет пребывания Каримова в должности председателя совета главу Плёсского поселения депутаты выбирали дважды, и оба раза в период работы совета 3-го созыва (2015-2020 годы). Обе избранные главы сохраняли свою должность очень недолго: Елена Юдина была главой с ноября 2015 по июль 2016 года (восемь месяцев), а Ольга Орлова – с апреля по ноябрь 2017 года (семь месяцев). Всё остальное время, в общей сложности восемь лет, администрацию поселения возглавляли так называемые «ВРИПы» (временно исполняющие полномочия главы), которых за время председательства Каримова сменилось уже семь человек. По имеющейся информации, именно невозможность сосуществования Орловой как официального высшего должностного лица поселения и Каримова как фактического руководителя привела к окончательному отказу плёсского совета, руководимого Тимербулатом Олеговичем, от избрания главы и обозначило начало бессрочного режима «ВРИПов».

Режим «ВРИПов»

Следует отметить принципиальную разницу между ВРИПом и полноценным главой поселения, избираемым по результатам конкурса. Глава – официальное высшее должностное лицо поселения, предусмотренное законом и уставом поселения, с перечисленными в уставе правами и обязанностями. ВРИП главы – должностное лицо, нанятое на неопределённый промежуток времени и подлежащее замене в любой момент.

Принципиальны и различия между избранием главы и назначением ВРИПа. Процедура избрания главы по результатам открытого конкурса призвана обеспечить жителям поселения и другим гражданам РФ доступ к этой должности на прозрачных условиях, доступ к управлению муниципалитетом. А назначение ВРИПа происходит без объявления конкурса, без установленных законом и уставом требований к кандидатам и критериев их отбора. Систематическое назначение ВРИПов вместо избрания глав означает, что вопрос руководства администрацией поселения решается приватно, в узком кругу.

Но важнейшая особенность плёсских ВРИПов времени председательства в совете Каримова состоит в том, что и они на самом деле не являются временно исполняющими полномочия высшего должностного лица Плёса. Это мнимые «ВРИПы главы»: в момент своего назначения на должность они осознают, что на самом деле их нанимают на вспомогательную роль технических руководителей, подписантов, а не для управления поселением.

Мы видим, что вопреки уставу и закону в Плёсе фактически сформирована особая структура управления, в которой председатель совета провозглашён высшим должностным лицом. Проблема в том, что эта плёсская структура власти не подкреплена никакими документами, неформальна, неофициальна. Временное (и фиктивное) исполнение полномочий главы чередой назначенцев растянулось на семь и более лет – и всё это время оно прикрывает неформальное, но реальное и непрерывное исполнение высших плёсских полномочий Тимербулатом Каримовым.

Мнимая легитимность

Решения совета Плёсского городского поселения о назначении ВРИПов главы, подписанные Каримовым, юридически опираются на положение устава, согласно которому в случае досрочного прекращения полномочий избранного главы его полномочия до избрания нового временно исполняет назначенный советом чиновник администрации. При этом упускается из виду или намеренно игнорируется другое положение плёсского устава, устанавливающее предельный срок для проведения процедуры избрания полноценного главы – шесть месяцев.

В соответствии с законом и уставом полномочия ВРИПов после отставки последней законной главы Плёса Орловой в ноябре 2017 года не могли длиться дольше мая 2018 года. Саму главу поселения Орлову избирали на срок, не превышающий срока полномочий избравшего её совета 3-го созыва (т.е. не долее чем до сентября 2020 года). Однако последний из назначенных советом 3-го созыва ВРИПов Иван Шевелёв исполнял полномочия в период с 29 апреля 2020 аж по 29 марта 2022 года – несмотря на прошедшие в сентябре 2020 года выборы совета 4-го созыва. То есть Шевелёв оставался в должности ВРИПа ещё на полтора года при новом составе совета. Об обязанности нового совета провести конкурс и избрать по его результатам главу поселения все тогда как будто забыли.

Действующий с сентября 2020 года по сей день совет Плёсского поселения 4-го созыва под председательством Тимербулата Каримова, работая больше четырёх лет, ни разу не избирал высшее должностное лицо поселения – главу. При этом на втором году своей работы совет 4-го созыва назначил на смену Шевелёву нового ВРИП главы – Светлану Корнилову. При отсутствии в данном избирательном цикле (2020-2025 годы) прецедента избрания главы не может быть зафиксировано и факта досрочного прекращения полномочий главы – соответственно, не может быть применено положение плёсского устава о назначении ВРИПа после досрочного ухода избранного главы. Состоявшаяся в ноябре 2017 года отставка главы Ольги Орловой не имеет никакого отношения к правам и обязанностям ныне действующего совета 4 созыва (избранного в 2020 году). Однако ВРИП Светлана Корнилова была назначена и уже более двух лет занимает свою должность.

Возражения и дополнения юридических представителей плёсского совета, поступившие в районную и областную инстанции при рассмотрении административного иска Сергея Шевцова о незаконном бездействии совета, являются убедительными доказательствами тому, что многолетнее бездействие совета по вопросу избрания настоящего главы не продиктовано какой-то текущей преходящей ситуацией и не проистекает от невнимательности или наивности. Напротив, непроведение конкурса и неизбрание главы Плёсского поселения защищаются и обосновываются юристами совета фактически как его бессрочное и неотъемлемое право.

Таким образом, налицо не бездействие совета и его председателя, а осознанное, умышленное желание определённых лиц обойти закон, создать и увековечить незаконную, неформальную, не отражённую в документах структуру управления Плёсом.

Измерение ущерба

Когда уважаемый и авторитетный человек берётся руководить муниципалитетом и не обращает внимания на параграфы законов и уставов, у вышестоящих и надзорных инстанций есть соблазн отнестись к происходящему снисходительно в силу того, что власть авторитетного деятеля, формальная или неформальная, – высокоэффективна, ведёт к ускоренному развитию подчиненной территории. А что мы наблюдаем в Плёсе по итогам почти десятилетнего правления Тимербулата Каримова?

Достаточно коснуться только одной темы, напрямую связанной с возможностью развивать территорию: генерального плана Плёсского поселения. Хронология следующая. За две недели до первой инаугурации Каримова в качестве председателя совета, в сентябре 2015 года, на сайте администрации Плёса был размещён готовый проект генплана, подготовленный во исполнение требований федеральной целевой программы развития туризма. Он тогда был оставлен без движения, а Каримов провозгласил начало работы над новым проектом Генплана. В 2019 году администрация Плёса заключила договор с подрядчиком, «Градостроительной мастерской». В 2021 году подрядчик сдал многотомный проект администрации Плёса и получил от неё оплату – 42 млн рублей.

А три года спустя, в августе 2024 года, ВРИП главы Светлана Корнилова подписала удивительный документ, в котором заявила, что подготовленный проект генплана Плёсского поселения невозможно использовать, потому что он не имеет потребительной стоимости, то есть смысла. И попросила подрядчиков срочно вернуть всю сумму уплаченного. С начала разговоров Каримова об очередном новом генплане прошло девять лет, а сфера строительства и инвестиций в Плёсском поселении остаётся всё в той же позиции – в комфортном для местной неформальной власти мутном и коррупционноёмком состоянии, в режиме «ручного управления».

В связи с этим вопрос, который очень хочется задать надзорному органу.

Прошло почти десятилетие особого режима власти в Плёсе, сознательно нарушающего устав и закон, дезинформирующего население. Когда это беззаконие прекратится, и кто за него ответит?

А если инстанции продолжат считать происходящее законным и нормальным, несмотря на приведённые выше аргументы, просьба ознакомить общественность с договором аренды или купли-продажи, по которому Плёс выбыл из состава Ивановской области и Российской Федерации и поступил в опричное управление или в частное владение. Когда председатель совета Тимербулат Каримов «просит» у предпринимателя 20 млн рублей «в казну города», возможно, у него действительно есть такое право на Плёс по какой-то купчей или договору аренды города – но покажите, пожалуйста, этот документ, чтобы люди знали, какой в Плёсе оброк, какая барщина, какой век на дворе.

И чтобы больше никуда уже не писали, а молча платили.
20 января 2025
Все новости