Есть у меня знакомый предприниматель Дмитрий Шлыков. Человек с непростым характером, но безумно целеустремлённый и погружённый в свой бизнес. В 2023 году Дмитрий купил земельный участок у деревни Лысново площадью около 3 га. От областного центра 5 минут езды, первая линия, асфальтовая дорога, газ рядом, ЛЭП рядом, никаких обременений в выписке из ЕГРН. И стал строить тепличный комплекс по круглогодичному выращиванию ягодных культур, в том числе клубники, общей площадью 4000 квадратов.
Просто сказка какая-то об очередном стартапе в Ивановской области – и спрос на продукцию есть, и средства у инвестора, и власти всех уровней поддержали. Но нет. У сказочки может оказаться вовсе не счастливый конец.
Вот что рассказал сам Дмитрий Шлыков.
- 11 апреля мне сообщили о желании АО «Транснефть – Верхняя Волга» проложить по моему участку обходной путь нефтепровода в рамках проекта реконструкции (замены обветшалых труб) действующего участка Сургут-Полоцк. «Транснефть» запросила установить границы публичного сервитута вдоль всего моего участка шириной около 15 метров, забыв указать, что границы охранной зоны трубопроводов – это 150 метров от оси трубы в обе стороны, из-за чего «убивается» полоса земли шириной 300 метров вдоль всего трубопровода. Другими словами, благодаря произволу «Транснефти» я, собственник земельного участка, не смогу им пользоваться и развивать там свой бизнес, в который уже вложено немало средств. А они, не заплатив за это ни копейки, проведут обходной нефтепровод по моему участку и будут зарабатывать деньги и на этапе прокладки, и перекачивая нефть в дальнейшем.
Ход проекту дало Министерство энергетики РФ, издав Приказ № 540 от 29.05.2024 года. Узнав об этом, я сразу же подал на Минэнерго жалобу в Ивановский арбитражный суд (копия жалобы есть в редакции), потому что был уверен – приказ об установлении публичного сервитута, вышедший из недр этого ведомства, незаконен.
Перед подачей заявления в арбитраж я дозвонился до куратора проекта в Минэнерго и получил циничный ответ, что у меня нет шансов и чтобы я не строил иллюзий. Ещё примечательно, что и Минэнерго, и АО «Транснефть – Верхняя Волга» в суде ходатайствовали о переносе подсудности в столицу. К чему бы это? Неужели там суды более благосклонны к недобросовестным нефтяникам и чиновникам? Ивановский арбитраж отказал в удовлетворении этих ходатайств. Потом они пытались снять запрет на регистрационные действия в целях обеспечения моего иска. Тоже не получилось.
А пока они этим всем занимались, я стал изучать суть проекта АО «Транснефть – Верхняя Волга». И вот что понял. Согласно своду норм и правил проектирования новых и реконструируемых магистральных трубопроводов (СНиП 2.05.06-85), замену старых труб можно произвести, только имея согласованный проект. И если не меняется объём перекачки, то замену производят по проекту капитального ремонта, а не реконструкции, как хотят сегодня сделать в АО «Транснефть – Верхняя Волга». И, главное для меня, при проектировании нового пути нефтепровода необходимо учитывать развитие территории на двадцатилетний период. Я отправил запрос в АО «
Транснефть – Верхняя Волга» с просьбой предоставить обоснование проекта реконструкции, на что получил отказ со ссылкой на гриф секретности. И тогда я начал рассуждать. Ясно же, что кратчайшее расстояние между точками – это прямая. Так почему же «Транснефть»» решила согласовать с Минэнерго проект кругового обходного пути, да ещё и по чужим земельным участкам? Ведь на этом обходном пути потребуется в 1,57 раза больше новых труб, чем при их замене на существующем сегодня отрезке трубопровода.
И вот тут я вспомнил об уголовном деле 2021 года, которое широко освещалось в СМИ. Тогда генеральный директор АО «Транснефть – Верхняя Волга» Юрий Левин «присел на нары» в Нижнем Новгороде за получение взяток с подрядных организаций при реконструкции участков нефтепровода (один в один, похоже, такая же тема, как и в нашей истории). Левина обвиняли в получении взяток более чем на 60 миллионов рублей, и он сам в ходе суда признал существование коррупционной схемы. Эти взятки стоили тогдашнему директору АО «Транснефть – Верхняя Волга» девяти лет лишения свободы и штрафа в 70 миллионов рублей. В процессе следствия, которое вели сотрудники ФСБ и служба безопасности «Транснефти», была выявлена коррупционная схема получения откатов от подрядчиков, у которых были договоры с компанией.
Неужели опыт сидельцев из бывшего руководства АО «Транснефть – Верхняя Волга» ничему не учит нынешних директоров и их кураторов из Минэнерго? Или они думают, что сегодня правоохранители не так ревностно стоят на охране средств бюджета? В итоге мне кажется, что я стал жертвой очередной коррупционной схемы. Да, это мое оценочное мнение, и я могу ошибаться, но я сейчас объясню, почему оно у меня возникло.
В Минэнерго и «Транснефти» существуют графики замены обветшалых труб на новые, по которым производятся работы. А поскольку средства на это выделяются из бюджета родного государства, необходимость в экономии, похоже, отпадает – казна бездонная, всё стерпит. Все взаимоотношения, в том числе денежные, выстраиваются между собственником линейного объекта и Минэнерго, а проект ремонта разглашению не подлежит, поскольку имеет гриф секретности (как минимум, мне так сказали). Это ли не идеальные условия, позволяющие бесконтрольно тратить деньги – так же, как в Нижнем Новгороде в 2021 году? На мой взгляд, тут может быть договорняк между подписантами.
И тогда сразу становится ясно, почему проект капитального ремонта – где виды работ прозрачны, а расходы легко считаются – не подходит. Там много на сторону не уведёшь, даже если очень захочешь. Проект реконструкции в плане коррупции привлекательней (это я уже не о конкретном случае, а в общем рассуждаю), там можно придумать дополнительные виды и объёмы работ, для выполнения которых привлекаются прикормленные подрядные организации. Масштабы работ и расценки подрядных организаций трудно отследить, они плавающие. Идеально для нечистых на руку. Поэтому не удивлюсь, если в недалеком будущем окажется, что и проект реконструкции с обходным путём, идущим через мой участок, станет одним из эпизодов уголовного дела. И мне кажется, что этот проект появился в результате сговора с целью присвоения государственных средств путём получения взяток от подрядных организаций.
Я же сам предприниматель с немалым опытом, умею считать деньги. И я ответственно заявляю: если бы дела обстояли иначе, замену труб производили бы по проекту капремонта, непосредственно на самом нефтепроводе (как минимум, это сэкономило бы кучу бюджетных денег), а не делали бы крюк по моей земле, чтобы заложить в смету как можно больше труб, различных работ и услуг. Бюджетные деньги ведь с одной стороны ничьи, а с другой - они наши, общие. Как минимум, я исправно налоги в казну платил и плачу. Поэтому я подозреваю, что инициаторы проекта обходного пути из АО «Транснефть – Верхняя Волга» и Минэнерго руководствуются чем-то очень личным, прикрываясь при этом необходимостью выполнения государственной программы. Да ещё ущемляют права собственников земельных участков и мешают развитию фермерства в области. Поэтому плюсом к заявлению в Арбитражный суд Ивановской области я отправил жалобы в Генеральную и Природоохранную прокуратуры (они тоже есть в редакции – ред.), где изложил свои доводы и попросил разобраться с ситуацией. И проверить деятелей из Минэнерго и «Транснефти» на предмет наличия в их действиях коррупционной составляющей.
Бизнес
«Транснефть» против ивановской клубники
История одного стартапа
Автор: Алексей Машкевич
8 мин
02 октября, 2024