Последние
новости
Интервью

«Если хочешь что-то сделать, то делай сейчас»

Ирина Крюковская - о гостеприимстве впечатлений, востребованности сельского туризма и о том, зачем москвичи приезжают в Южу
Автор: Анна Семенова
12 мин
16 августа, 2024
Разговоры о развитии сельского туризма в Ивановской области ведутся уже давно, но порой создается впечатление, что все слова так и остаются словами. Так ли это? Можно ли привлечь гостей из Москвы в глубинку и зачем они туда едут? Можно ли построить на этом бизнес?

Об этом мы поговорили с Ириной Крюковской, которая уже больше 10 лет занимается продвижением отдыха в самой что ни на есть глубинке – в Юже. Когда-то семья Крюковских не смогла расстаться со старым бабушкиным домом – и сегодня об их «Русской даче» знают во многих регионах страны, а их опыт в индустрии гостеприимства приезжают перенимать из гораздо более раскрученных в туристическом плане областей.

Пример Крюковских интересен и тем, что в качестве базовых ценностей они используют любовь к родным местам, широкие горизонтальные партнерские связи и внимание к индивидуальным потребностям гостей. Впрочем, об этом лучше рассказывает сама Ирина Крюковская.

внутрь.jpg

- Сейчас много говорят о развитии внутреннего туризма, в том числе сельского. Вы одной из первых стали создавать гостевые дома в самой что ни на есть сельской глубинке – в Юже, стали делиться опытом с коллегами из других регионов. Насколько, на ваш взгляд, сегодня сельский туризм востребован и может ли он стать бизнесом, приносящим ощутимый доход тем, кто им занимается?
- Мы - то есть я и моя семья – занимаемся этим с 2011 года, сейчас у нас три гостевых дома в Юже. Что касается дохода... Знаете, для нас это не бизнес, это любовь – любовь к месту, к истории своей семьи. Наверное, если бы с самого начала мы рассматривали это исключительно как источник дохода, мы бы по-другому подходили ко многим вопросам. Но я не уверена, что тогда столько людей приезжали бы к нам, и не просто приезжали, а возвращались бы, и не раз.
Началось всё с дома моей бабушки, когда я поняла, что просто не могу его продать, не могу расстаться с теми предметами обстановки, которые помню с детства, с домом, который был и остается для меня родным. Может быть, это отношение и стало основой для нашей деятельности: мы встречаем наших гостей с любовью. И многие из них говорят: мы как будто побывали в детстве, когда приезжаешь на каникулы к бабушке, в дом, где тебя всегда ждут. Этот объект так и называется – «Бабушкин дом».

Бабушкин дом.jpg

Затем появилась «Русская дача», а третьим объектом стал «Дом в лесу» – он строился с нуля.
Еще у нас есть единственный в Ивановской области зарегистрированный сказочный бренд – Василиса Премудрая. И мы проводим мероприятия и для детей, и для взрослых под этим брендом.
Так сложилось, что мы свои объекты начинали делать в русском стиле, и сейчас сохраняем это направление. Наверное, в чем-то мы идем против трендов – сейчас в моде скандинавский стиль, многие наши коллеги предпочитают его. Но мы решили оставить как есть. В бабушкином доме сохранили дух эпохи 1950-х – 1960-х годов, и именно это, судя по отзывам, нравится нашим гостям.

коромысло.jpg

- 13 лет – это серьезный срок для любого бизнеса.
- Лучше будем называть это делом, а не бизнесом. Я не очень люблю слово «бизнес». И не очень люблю слово «туризм», потому что, на мой взгляд, туризм больше связан с какой-то индустрией, с конвейером, когда люди для тебя просто источник денег. Наверное, для нас больше подходит термин «гостеприимство». Хотя, конечно, какие-то элементы бизнеса тут тоже есть.
Мы никогда не работали по серым схемам, сразу создали фирму – ООО «Русская дача». Вкладываемся в восстановление или строительство наших объектов, в содержание, в организацию трансферов для гостей. Моя старшая дочь Василина закончила Палехское художественное училище, она оформляла интерьеры, панно на потолке в гостиной одного из домов - это ее работа. Владимир, мой муж, занимается, в том числе, резьбой по дереву, и весь деревянный декор делал сам. Младшая дочь Елизавета сейчас ведет социальные сети нашего проекта. Это очень важное направление, поскольку основные пути распространения информации о нас – это соцсети и «сарафанное радио».

- Но на все это так или иначе нужны средства.
- Конечно, нужны. И у меня есть другие направления работы. В свое время у меня было два аптечных пункта, поскольку у меня есть образование провизора. Кроме того, у меня есть медицинское образование, и продолжаю эту деятельность до сих пор.
Кстати, дом, в котором мы с вами сейчас находимся, – это бывшая аптека (мы беседуем с Ириной в гостиной гостевого дома «Русская дача». – прим.авт.). Сначала мне ее предложили взять в аренду, здание принадлежало городу. Потом я ее выкупила. И уже в начале 2010-х годов мы решили превратить ее в гостевой дом. Тут идеальное место – на окраине города, рядом парк, тишина.
Мне говорили, что надо было снести и построить объект из современных материалов, но рука не поднялась. Мне очень хочется сохранить все так, как это когда-то было построено. Я вообще за сохранение наследия. Во дворе у нас вы видели наличники, которые мы буквально спасли – их собирались распилить и сжечь. Хозяин перестроил дом, вместо трех окон стало два, и наличники стали не нужны. А я помню мастера, который их делал. И решила, что надо спасать.
За эти годы я поняла, что если ты хочешь что-то сделать, то делай сейчас, исходя из тех возможностей, которые есть в данный момент. Не надо ждать хороших времен или инвесторов, просто делай. И пусть другие делают по-другому, на свой вкус, по своим возможностям. Пусть будет разнообразие, разные стили, разные подходы. Ведь у разных гостей тоже разные предпочтения, правда?
Я недавно для себя сформулировала, что наша фишка, наша особенность – это простота и естественность. Русская глубинка как она есть, без чопорности и стремления удивить. Говорят, что поделиться можно только тем, что у тебя есть. И мы делимся с нашими гостями нашим пониманием глубинки и нашей любовью к ней. И люди это воспринимают и откликаются.

- Зачем люди приезжают в Южу? Чем, извините за некорректный вопрос, тут можно заниматься? И откуда, кстати, к вам едут?
- Начну с последнего вопроса. Приезжают, как правило, из крупных городов, в основном из Москвы, из городов-миллионников. Есть такой термин – медленный туризм. Людям из больших городов для того, чтобы сохранять психологическую устойчивость, надо регулярно замедляться, позволять себе побыть в тишине. Кроме того, есть немало тех, кому интересно, как устроена жизнь в глубинке. И хочется не только посмотреть видео, но и погрузиться в нее. А кто-то хочет просто уехать от людей, в нераскрученное тихое место.
Мы предоставляем услуги проживания и питания. Плюс трансфер от Иванова, если гости едут поездом, и рассказываем о том, куда можно съездить и что посмотреть.
Ну а чем можно заниматься в Юже... Знаете, когда я создала авторскую экскурсию по нашему городу, меня не раз спрашивали знакомые: а что, у нас есть что показывать? То есть сами южане не знают, что у нас есть интересного. А этого интересного немало. И немало мест, где можно сделать атмосферные фотографии, где просто приятно посидеть с термосом чая.
У нас есть и познавательные программы, и поездки по разным уголкам Южского района и других районов Ивановской области. Я бы это назвала гостеприимством впечатлений: важно ведь не только увидеть, но и прикоснуться, ощутить запах, позволить себе послушать пение птиц или тишину...
Мы предлагаем и поездки на озера Южского района, в места, где снимался фильм «Зверобой» – в этом году несколько семей выбрали такие поездки и остались очень довольны. За день мы прошли пешком больше 20 километров – и никто даже не заметил, настолько увлеклись.
Если гости хотят, мы организуем поездку в лес – хоть за грибами, хоть за клюквой. Но при этом мы предоставляем комфортные условия проживания, так что гости не лишаются привычных благ цивилизации, как это было бы в «дикой» поездке с палатками.
Когда мы задумывали такие выезды для гостей, я поняла, что очень важно сотрудничество: например, мы поехали на озера, и где-то надо пообедать или попить чаю. И в поселке Моста есть замечательные гостеприимные люди, у которых можно остановиться, посидеть за столом, побеседовать. И сейчас партнерство – это одна из наших фишек. В одиночку в нашей сфере ничего не сделаешь.
Например, в этом году мы проводили трехдневный тур для Союза экскурсоводов России: в маршрут входили Холуй, Южа, Палех, Шуя, Вичуга, музей семьи Цветаевых в Ново-Талицах и Иваново. С вокзала в Иванове гости уезжали. Конечно, выстроить маршрут непросто, для этого надо не только работать, но и учиться. У нас есть статус туроператора, мы проходили обучение, то есть подошли к этому вопросу достаточно серьезно еще несколько лет назад. И нам интересно развивать именно многодневные туристические программы по нашей области. Мы видим, что это востребовано, если, конечно, ты действительно сможешь заинтересовать гостей.
Ну и, конечно, люди очень ценят внимание, теплый прием, который вряд ли получив больших отелях и санаториях, где огромный поток клиентов.

- Вы уже больше 10 лет фактически являетесь двигателем туризма в Юже. Есть ли какая-то поддержка со стороны государства? Можете ли вы сказать, что сегодня власти региона заинтересованы в таких инициативах по развитию сельского туризма, которые исходят от местных жителей?
- Когда мы начинали, было большое внимание от правительства региона – к нам приезжали официальные лица, в том числе губернатор, его заместители, сенатор Юрий Смирнов, мы участвовали в различных мероприятиях и проектах. В нашей сфере ведь нередко важна не только финансовая, но и организационная поддержка.
В последние годы такого нет. И дело не только в визитах официальных лиц – Ивановская область стала реже участвовать в выставочных мероприятиях федерального уровня, на которых такие небольшие объекты, как наш, могли рассказать о себе коллегам из других регионов. Мы предлагали сотрудничество, совместные проекты, но не получали ответа. Региональные гранты мы тоже не получаем – все гранты последних лет выделялись либо Фондом президентских грантов, либо Фондом Тимченко, и в основном были направлены на поддержку образовательных проектов, в рамках которых мы делились опытом с коллегами из других регионов, и на развитие местных сообществ. Например, проводили однодневный учебный тур Южа – Холуй, учебные мероприятия по развитию сельского туризма, по работе с музеями в малых городах и т.д.
Так что сейчас мы, что называется, развиваем горизонтальные связи, налаживаем партнерские отношения с теми, кто, как и мы, работает в индустрии гостеприимства. На мой взгляд, сегодня основной акцент делается на развитие событийного туризма. Это важное направление, но при этом не надо забывать и про инфраструктуру, в частности, про места для размещения гостей, про проекты, которые развивают люди на местах. В любом случае, мы просто будем делать то, что умеем и любим. Наша работа востребована у гостей, наш опыт помогает развиваться нашим коллегам – а это для нас самое главное.
26 октября 2024
Все новости