
Фото: официальный сайт правительства Ивановской области
Начальная цена лота 42 млн 379 тысяч 800 рублей – это размер арендной платы за год, поскольку договор аренды планируется заключить на 1 год (ага, иначе придется его регистрировать). Заявки принимаются с 28 февраля до 19 марта, торги пройдут 21 марта.
Интересно, что в документации указано: автобусы передаются в аренду для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по следующим улицам городского округа Иваново: ул. Любимова, ул. Шубиных, пр. Строителей, ул. Лежневская, ул. Марии Рябининой, ул. 10 Августа, пр. Ленина, ул. Люлина, ул. Полка «Нормандия-Неман». То есть по маршруту №7, одному из самых прибыльных в городе. Кстати, мы озвучивали эту версию еще в прошлом году.
На этом месте могут заплакать те, кто думал, что новые большие автобусы будут возить пассажиров по другим маршрутам, где они тоже необходимы. Удивительно, что авторы пресс-релиза вводят людей в заблуждение, заявляя, что «новые автобусы большой вместимости будут работать на городских маршрутах в Иванове», хотя на самом деле работать они будут только на одном маршруте.
Но это все мелочи – если почитать проект договора аренды, складывается впечатление, что его разработчики сделали всё, чтобы ни один перевозчик в здравом уме на участие в аукционе не заявился.
Например, размер арендной платы запредельный. Простой расчет показывает, что в месяц только аренда одного автобуса будет стоить больше 147 тысяч рублей. Плюс обязательное страхование каско – это порядка 200 тысяч рублей за автобус в год, то есть единовременно перевозчику надо будет выложить почти 5 млн рублей.
Перевозчики говорят, что если брать ЛИАЗы в лизинг, платеж получится примерно таким же. А дополнительные требования у лизинговых компаний даже более мягкие, чем у правительства Ивановской области. Так что если бы была необходимость, выгоднее было бы заключать договоры лизинга, и в результате получить машину в собственность. А не заключать договор аренды с властями на драконовских условиях.
Поскольку на 7-м маршруте работают несколько перевозчиков, можно было бы предположить, что один из них выигрывает торги, получает автобусы в аренду и далее заключает со своими коллегами по маршруту договоры субаренды. Но нет: субаренда запрещена отдельным пунктом проекта договора, и за нарушение предусмотрен нехилый штраф в размере 1/3 годовой арендной платы.
Получается, что в областном правительстве хотят реализовать следующую схему: кто-то из перевозчиков (злые языки говорят, что это будет «Транслайн» или какая-то другая фирма Сергея Абрамова) берет в аренду все 24 автобуса и каким-то волшебным образом вытесняет с 7-го маршрута других перевозчиков. Сделать это можно разве что замордовав этих самых других перевозчиков проверками и предписаниями. Ну или уговорив их добровольно сдать свидетельства на маршрут.
Интересный момент: в пресс-релизе правительства начальник областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Вавринчук делает странное заявление. «В связи с тем, что поступает большое количество обращений жителей с просьбой как можно быстрее выпустить новые автобусы на улицы города, принято решение заключить промежуточный краткосрочный договор аренды, который будет действовать до момента определения основного арендатора», – подчеркивает он.
Занятно будет посмотреть, с кем именно и на каком основании этот краткосрочный договор будет заключен. Потому что есть основания полагать, что с тем же перевозчиком (или группой компаний, принадлежащей одним и тем же лицам) будет заключен и основной договор аренды.
Очень хочется посмотреть на отважного арендатора, который, похоже, берет на себя очень серьезные риски. Например, не факт, что прибыль от работы на 7-м маршруте покроет расходы на аренду и эксплуатацию новых автобусов. По подсчетам перевозчиков, если на 7-й маршрут выставить все 24 автобуса, то они будут ходить с интервалом в 5 минут. Достаточен ли будет пассажиропоток, чтобы оправдать затраты? Предположим, несколько автобусов будут оставаться в резерве – чтобы заменить сломавшуюся или попавшую в ДТП машину. Тогда интервал увеличится. Но платить аренду за эти резервные автобусы придется в том же объеме, что и за те, что работают на маршруте. А количество перевезенных пассажиров может снизиться, поскольку люди будут выбирать другие маршруты, идущие в нужном направлении.
Кроме того, есть большие вопросы по инфраструктуре для такого класса автобусов. В городе и ближайших пригородах всего две газовые заправки (а 23 автобуса работают на метане), причем к одной из них – на ул. Станкостроителей – низкопольные автобусы просто не смогут проехать из-за чудовищного состояния подъездных путей. То есть 23 автобуса надо будет заправлять на одной заправке, и для этого придется нанимать отдельный штат водителей, которые ночами будут стоять в очереди на АЗС. Есть проблемы с мойкой и обслуживанием, поскольку, по словам перевозчиков, после банкротства ПАТП-1 в Иванове не осталось сервисов с ямой для таких автобусов.
Еще проблема, о которой говорили многие перевозчики, с которыми мне удалось пообщаться, - это кадры. Водители, привыкшие к ПАЗам и маршруткам, отказываются работать на автобусах большой вместимости. Переучивать их некогда и не на чем. Впрочем, водителей можно понять: если не впишешься в поворот на наших зауженных сугробами дорогах, то и у тебя, и у директора организации-перевозчика начнутся большие проблемы. С одной стороны, запчасти дороги и ждать некоторые из них приходится очень долго (например, доставку необходимых запчастей для одного из сломавшихся по пути в Иваново автобусов надо ждать три месяца). С другой – в договоре аренды указано, что арендатор не вправе без предварительного письменного согласия арендодателя производить разборку и ремонт имущества, осуществлять любое иное вмешательство в его конструкцию и устанавливать на него дополнительное оборудование. Видимо, даже сменить зимнюю резину на летнюю можно только получив письменное согласие департамента управления имуществом.
В общем, получается странная история, которая не вписывается ни в какие рамки – ни законодательства, ни здравого смысла. И версия, что все это делается не от большого ума, а оттого, что Дмитрий Вавринчук полгода назад сдуру пообещал губернатору, что уже в конце зимы или весной автобусы выйдут на маршруты и что всё будет красиво, кажется все более и более обоснованной. Сроки поджимают, на носу важные события, а у нас еще автобусы неоприходованные стоят. Отсюда и какие-то судорожные попытки заключить непонятный краткосрочный договор «по просьбам трудящихся», и абсолютное отсутствие расчета экономической эффективности для арендаторов, и пофигизм в отношении инфраструктуры. Главное – показать губернатору, что на дорогах есть такие автобусы. А что с ними будет через неделю, месяц, полгода – разберемся потом. 400 миллионов освоены, к пуговицам претензии есть?
В общем, очень, очень печальная картинка получается. Сплошные потемкинские деревни, которые через полгода-год превратятся в аналог печально знаменитых кинешемских скамеек или юрьевецких изысков от «Стрелки». А жаль – все-таки очень хочется, чтобы система общественного транспорта в Иванове приобретала бы какие-то черты цивилизации. Но, видимо, не при этих чиновниках, курирующих вопросы транспорта.