Анна Семенова
Спокойно и буднично на прошлой неделе прошмыгнула по местным новостным лентам информация о назначении Алексея Гадалова начальником управления благоустройства города Иваново. Ну назначили – и назначили, мало ли всяких, хмм, лиц перебывало на этой должности за последние два года?
Но есть несколько моментов, заставляющих подумать, что это «ж-ж-ж-ж» неспроста. Назовем это женской интуицией и попробуем как-то рационализировать смутные сомнения, которые терзают автора с прошлой недели.
Напомню, что кадровая чехарда в управлении благоустройства областного центра продолжается с декабря 2021 года, когда с должности начальника уволился Сергей Бобышев, а заодно и его первый зам Алексей Приданов. В конце декабря начальником управления стал Михаил Меньшиков, но уже через три месяца его сменил Михаил Солодов. Первым замом с января 2022 года стал Артем Осинкин, до этого работавший в областном департаменте хозяйства и транспорта (который летом 2021 года очень заинтересовал силовиков в связи с нарушениями, выявленными при ремонте дорог). Осинкин, правда, тоже через несколько месяцев уволился – говорят, на него как на человека, действительно разбирающегося в вопросах содержания и ремонта дорог, свалили такую кучу работы (и ответственности), которая была совершенно несопоставима с зарплатой. Кроме того, в начале апреля прошлого года заместителем главы города, курирующим вопросы благоустройства и ЖКХ, вместо Алексея Мягкова стал Алексей Михайлов, деятельность которого ну никаким боком не была ранее связана с дорогами и прочим благоустройством (в том числе, он был директором почившего в бозе ресторана «Щастье»).
Михаил Солодов продержался год и ушел из мэрии в конце марта этого года. С этого момента и до прошлой недели обязанности начальника управления благоустройства исполняла Светлана Салахова. Ну а теперь, повторюсь, рулить благоустройством города будет Алексей Гадалов, ранее работавший заместителем начальника областного департамента дорожного хозяйства и транспорта.
Вопреки расхожему мнению, управление благоустройства – это не только содержание и ремонт дорог. Оно занимается ещё много чем. Например, курирует содержание кладбищ, содержание сетей уличного освещения и сетей ливневой канализации, занимается реализацией федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» в областном центре (все эти набережные, площадки в Московском микрорайоне, скверы и т.д.).
И является главным распорядителем бюджетных средств очень неплохого куска городского бюджета. Например, в прошлом году управление благоустройства отвечало за бюджетные расходы объемом почти 2 миллиарда рублей. Это 20% от всего бюджета, на минуточку. Больше только у управления образования – но там огромную часть расходов составляют зарплаты учителей, работников учреждений допобразования и детских садов и тому подобные расходы на зарплаты.
Ну а в этом году объем средств, которыми распоряжается управление благоустройства, явно вырос. Точнее будет понятно ближе к концу года, но рискну предположить, что он приблизится к 2,5 миллиардам рублей, в том числе за счет роста финансирования ремонта дорог и дополнительных средств, которые выделяются и на содержание МКУ «Дорожное городское хозяйство» (бывшее МУП САЖХ), и на погашение его нехилых долгов.
Справедливости ради уточню, что 600 с лишним миллионов на реконструкцию Лежневской к управлению благоустройства не имеют никакого отношения – ими рулит (по крайней мере формально) управление капитального строительства, которое входит в зону ответственности другого заместителя главы города, Андрей Наумова.
Так вот, похоже, раз с компетентным заместителем мэра сфере благоустройства и ЖКХ не повезло (это, уверена, подтвердит любой житель областного центра, который хоть раз получал на свое обращение в мэрию ответ за подписью Михайлова), вопрос о компетентном руководителе управления благоустройства встал в этом году ребром. Достаточно вспомнить зимний коллапс на дорогах и тротуарах и летний – даже не знаю, как назвать, чтобы не напрягся Роскомнадзор – абзац с ремонтом центральных проспектов, а заодно и других улиц города. Ремонт дорог, к слову, входит в число показателей, по которым губернатор отчитывается перед Москвой. И по слухам, к ивановским властям по этому поводу возникает много вопросиков не только у горожан.
В общем, решение по поводу назначения Гадалова принимал не мэр Владимир Шарыпов, и не сам Гадалов. Последнему этот геморрой со всякими набережными и прочими фантазиями ТОСов, с очисткой и урн, с прочисткой ливневок и откачкой воды с подтопленных улиц за довольно смешную зарплату явно не нужен. Но начальство сказало «надо» – и ему, и Шарыпову. Потому что должен же кто-то компетентный контролировать освоение сотен миллионов, которые идут в город по федеральным программам через областной бюджет. А Михайлов и предыдущие руководители управления благоустройства с этим не справились.
Причем вряд ли стоит ожидать отставки Михайлова – он просто говорящая голова, которая периодически несет прекрасную чушь в телевизоре и пишет жителям довольно хамские отписки. Эта роль ему вполне удается, да и должен же быть еще один потенциальный козел отпущения, в пару к мэру, чтобы устроить перед выборами показательную порку. А вот право финансовой подписи нельзя отдавать в чужие руки, это верно.
Так и получилось, что в ивановской мэрии почти через 7 лет после того, как мэром стал Владимир Шарыпов, появился очевидный «смотрящий» от областного правительства. Возможно, есть кто-то еще, но в случае с Гадаловым ситуация настолько прозрачная, что даже смешно. Начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Вавринчук посадил с благословления губернатора (без чего, очевидно, не обошлось) в ивановскую мэрию своего человека, который будем следить, чтобы деньги и подряды уходили в нужную сторону с нужным результатом. Ненуачо? Если Шарыпов сам не может найти грамотного специалиста?
Кстати, о нужных подрядчиках: злые языки говорят, что среди субподрядчиков на ремонтах дорог в последние годы в Ивановской области подвизаются люди, связанные именно с Вавринчуком: то ли компания его тестя, то ли фирмы, принадлежащие семье его однокурсника по МАДИ… Врут, наверное. Правда, если внимательно почитать ПСД на ремонт дорог в регионе, то прям бросается в глаза тот факт, что сметы рассчитываются исходя из поставок стройматериалов одними и теми же – причем не ивановскими – поставщиками.
Но в этом я покопаюсь чуть позже, когда время будет.
Вернемся к Гадалову и его функциям. Возможно, ситуации с благоустройством в городе назначение выдвиженца областного правительства и пойдет на пользу – все-таки к профессиональным качествам Алексея Геннадьевича вопросов нет даже у тех, кто критиковал его деятельность на посту начальника отдела содержания и сохранности автомобильных дорог департамента дорожного хозяйства. А вот то, как он будет реагировать на обращения и предложения граждан скажет о многом. Будет ли он ориентирован на работу с людьми – в частности, с их жалобами на то, как ведутся работы на центральных проспектах - или его задачей станет выполнение пожеланий старших товарищей? Посмотрим. Даже интересно.
Власть
Смотрящий за двумя миллиардами
Зачем менять департамент дорожного хозяйства на городское управление благоустройства?