Последние
новости
Общество

«Темперамент у Бахарева совершенно сумасшедший»

Картинки с выставки
Автор: Алексей Машкевич
7 мин
10 июня, 2023
Текст и фото: Алексей Машкевич

В четверг в Ивановском художественном музее открылась выставка Валерия Бахарева «Неизвестное», охватывающая почти 50-летний период творческой биографии художника – от почти ученических работ до самых последних. В экспозиции всего одна работа из коллекции музея, так что большинство работ ивановская публика ещё не видела.

Бахарев_внутрь.jpg

В свои почти восемьдесят Валерий Бахарев – ивановская легенда. Когда-то давно он приехал в город после окончания вуза, всю жизнь мечтал о возвращении в родной Вышний Волочек, но так и не уехал. Когда я в интервью для книги «Ивановская область. Почему так получилось» спросил у него, из-за чего не вернулся на родину, Бахарев ответил, что «из-за того, что город такой плохой. Как Салтыков-Щедрин, который полжизни прожил в Тверской губернии, был вице-губернатором, и когда его спрашивали: «Михаил Евграфович, что же вы тут делаете, отправляйтесь в своё именье, в Пензу», – отвечал: «Не уеду. Тут типажи, особенные люди – махровая среда». Художник творит, когда ему нехорошо. Если всё хорошо – ни роман, ни картину не напишешь – это закон». А потом добавил ещё, что «в Иванове духовностью никогда не пахло, я всегда ориентировался не на местный уровень, а на что-то высшее, на высокую культуру. А тут просто среда, из которой лепишь героев – ни больше, ни меньше». Вот так: ни больше, ни меньше.

До сих пор не понимаю – лукавил он тогда или искренне говорил. Но Бахарев весь в этом – противоречивый и цельный, открытый, но не особо подпускающий к себе, улыбчивый, но со льдинкой в глазах.

Не вписавшись в художественный мейнстрим советской эпохи, он внешне абсолютно не страдал от этого. А в итоге началась перестройка и оказалось, что у него море последователей среди творческой молодёжи, и он сам на какое-то время стал мейнстримом. Но какая бы эпоха ни стояла на дворе, мастерская Бахарева всегда была и остаётся одним из центров культурной и духовной жизни Иванова, а его работы редко кого оставляют равнодушными – у него никогда не было дефицита ни поклонников, ни хулителей. Ведь только настоящее искусство «царапает» людей.
=
Выставка Валерия Михайловича Бахарева в музее, что называется, «получилась», но рассказывать о живописи – занятие бесполезное, её надо смотреть. Обязательно сходите.

открытие.jpg

А я хочу воспроизвести здесь то, что говорила на вернисаже директор Ивановского художественного музея Людмила Воловенская. Это тоже не о работах и не о живописи, а о Бахареве как о человеке – таком же ярком и неоднозначном, как и его работы:

- Сначала скажу, что Валерий Михайлович помогал строить Ивановский художественный музей. Молодёжь этого не знает, а старшее поколение помнит разрушенное здание музея без крыши. А то место, где мы сейчас стоим, было ёмкостью для дождей, находилось в жутком состоянии, а «культурные слои» достигали подоконников.

Говорю об этом, и сама себе не верю. Это были времена, когда в культуре были деньги, но не было фондов. В те времена это был «Главснаб» – задвижки, батареи, стройматериалы…

И вот Бахарева мы использовали как пушнину – так очень метко сказала одна наша сотрудница. Он принёс нам кипу работ и сказал – берите. И мы ездили за материалами по всем почти республикам СССР, а там нужны были подарки. Плюс заказы часто невозможно было расположить ни в Москве, ни в других местах, и работы Бахарева выручали. Чтобы в «Союзреставрации» сделать решётки для первого этажа, чтобы сделать люстры… Всё через Бахарева, благодаря Бахареву. Конечно, такие вещи не забываются.

Люда.jpg

Мне сейчас не хочется говорить о творчестве Валерия Михайловича, потому что все вы его хорошо знаете. Но хочу сказать о нём как о совершенно загадочной личности. И о том, что мы очень мало о нём знаем. Я, когда перебирала его фотографии, увидела кадры, увидела его с Ойстрахом (Давид Ойстрах, советский скрипач, альтист, дирижёр, лауреат Ленинской и Сталинской премий), с профессором Николаевой, балериной Колпаковой (советская и российская артистка балета, балетмейстер, хореограф, Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР)… Он никогда ничего об этом не говорил, и до сих пор неизвестно, как он с ними знакомился. Молчит. Очень много в нём скрытого и загадочного.

1.jpg

Судьба таланта в России – это очень сложный вопрос. Особенно судьба талантливого человека в провинции. Мне кажется, когда из всех вариантов провинциальных городов Бахарев выбрал Иваново – это было счастьем и для него, и для города. Ни в Ярославле, ни в Костроме его бы так не приняли. А Иваново с нашей интенсивной театральной и художественно-музыкальной жизнью воспринимало тогда таких авторов. Хотя его знаменитый портрет «Девушка в голубом» провисел на выставке в художественном училище ровно двадцать минут – чиновник из департамента культуры приказал снять.

Но ничего страшного – у него были свои поклонники, его здесь воспринимали, а постепенно он стал магистральной фигурой, которая перевернула художественную жизнь города.

Его поддерживал Евгений Алексеевич Грибов (народный художник Российской Федерации). Марк Малютин (народный художник Российской Федерации, председатель правления Ивановской организации Союза художников) Бахарева не принимал, но когда мы готовили его посмертную выставку, увидели у него в мастерской в загашнике этюды, очень напоминающие бахаревские. Союз художников в Иванове был изначально новаторским.

2.jpg

Но именно Бахарев первым заставил ивановцев говорить о Пикассо и прочих западных звёздах.

Он сделал много, он продуктивен, но у него есть один большой недостаток – небрежно относится к своим работам, дарит их направо и налево, много чего пропадает. Сегодня трудно говорить о ренессансной личности, но Бахарев всё время поражал меня тем, что работал во многих техниках. Ювелирка – пожалуйста. Делал великолепные серебряные украшения и москвички через нас заказывали у него украшения. К сожалению, сейчас уже ничего не сохранилось и показать нечего. Мебель, какие-то артефакты, в те времена для нас диковинные, – всё им делалось.

Я не встречала ещё человека, который бы так много работал – это просто рабочая лошадка. Я когда-то считала, что он открытки не подпишет, а Бахарев стал писать книги и написал уже 25 штук, и сам об этом говорит, что европейский рекорд. А его племянник Александр Бабин выступил продюсером и издателем, сделав совершенно уникальные издания.

3.jpg

Эту выставку мы, музейщики, сделали в системе обратного отчёта. В первом, центральном зале размещены работы из последнего цикла, в котором более двухсот произведений. А хочет он сделать тысячу, и в релизе проект назван «1000 икон». Это совершенно потрясающие интерпретации.

4.jpg

Нынешняя выставка удалась, и я рада этому – получился красивый изысканный проект. Это очень сложный, трудный для экспонирования художник – мне кажется, одна его работа мешает другой, потому что темперамент у Бахарева совершенно сумасшедший.

5.jpg 
21 декабря 2024
Все новости