Анна Семенова
В конце апреля на странице благотворительного фонда «Ива» в ВК появился пост о том, что в ходе работ по реконструкции улицы Лежневская в сквере у «московских» домов варварски уродуются деревья. В комментариях жители города написали, что такая же ситуация – на проспекте Ленина. Там дорожники вырыли траншеи, повредив корни лип, растущих вдоль проспекта.
Экоактивисты уверены: такие повреждения приведут к тому, что в течение ближайших нескольких лет деревья просто засохнут. И все разговоры про благоустройство и озеленение оказываются пустыми словами: в итоге зеленых зон в городе станет меньше.
Почему так происходит и что могут сделать гражданские активисты, а что – обычные граждане, говорим с исполнительным директором фонда «Ива» Анной Царевской.
- Анна, насколько я помню, проектной документацией по реконструкции Лежневской был предусмотрен снос деревьев в сквере у «московских» домов. Об этом говорилось еще прошлой осенью. Почему сейчас происходящее в сквере вызвало такую реакцию?
- Действительно, по проекту предполагался снос аварийных и больных деревьев. Но всего 12 деревьев и 18 кустов поросли. Остальные деревья в количестве 335 штук подлежат сохранению.
То, что требовалось снести, подрядчик снес еще зимой. Уже тогда у жителей соседних домов возникали вопросы: сейчас они рассказывают, что порубочные остатки жгли прямо у них под окнами какие-то подростки. К сожалению, разобраться в этом уже вряд ли получится.
А сейчас строительная техника повреждает стволы и корни у тех деревьев, которые подлежат сохранению. Именно это и вызывает возмущение и у жителей, и у нас. Ведь если обратиться к правилам благоустройства города, то там есть запрет производить строительные и ремонтные работы без ограждений насаждений щитами, гарантирующими защиту их от повреждений. Это же требование – защищать кроны и стволы деревьев от повреждений специальными ограждениями – есть и в проектной документации по реконструкции Лежневской. Однако никаких щитов и ограждений вокруг деревьев никто там не видел.
Эту проблему надо решать срочно, иначе ущерб с каждым днем будет все более значительным. Мы уже направили жалобу на имя главы города, но установленный законом срок, в течение которого нам должны дать ответ, еще не прошел.
- Ущерб для кого? Почему вы считаете важным бережное отношение к зеленым насаждениям в ходе ремонта дорог? Может быть. Качественные дороги важнее?
- Одно не противоречит другому. Пункт о защите зеленых насаждений в проектной документации присутствует не просто так. Я видела комментарии к нашему посту, в которых высказывалось мнение о том, что ничего страшного нет: повредят эти деревья – потом посадят новые. Думаю, любому, кто хоть раз сталкивался с посадкой деревьев, понятно, что прежде чем молодое дерево нарастит зеленую массу, сопоставимую с той, которая есть у взрослого дерева, пройдет много лет, в некоторых случаях более десяти. И все это время никакого «зеленого» экрана между магистралью и жилыми домами не будет.
Ну и второй, не менее важный момент: любое дерево на общественной территории – это имущество города, и оно имеет определенную стоимость. Причем достаточно значительную: даже если исходить из методики расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, установленной в Иванове (а она явно заниженная, достаточно сравнить ее и стоимость саженцев в питомниках), речь будет идти о десятках и сотнях тысяч рублей.
Кроме того, не факт, что на месте поврежденных деревьев будут высажены новые. Мы все знаем, что за снос неаварийных деревьев любая организация, ведущая строительные или дорожные работы, должна выплачивать компенсацию. Эти деньги идут в городской бюджет, но на что они направляются? По логике, их должны направлять именно на высадку новых деревьев. Но так ли это на практике, неизвестно.
Плюс у нас есть много вопросов по поводу оценки состояния деревьев, предназначенных под снос. Дерево может болеть, но есть устранимые дефекты и неустранимые дефекты. И если приложить усилия и средства, то немало деревьев в Иванове можно вылечить, а не тратить городские деньги на закупку саженцев, далеко не все из которых без надлежащего ухода приживутся.
- Давайте я выступлю в роли адвоката дьявола и скажу: есть федеральные деньги на дорогу и благоустройство. А лечить деревья можно только за счет средств городского бюджета. И выгоднее это снести и посадить за счет федеральных денег на его место новое. Мы сэкономим, а дерево все равно будет. Чем плохо?
- Это ничем не плохо, но это должно планироваться на стадии проекта. Если земляные работы требуется проводить рядом с деревом – в метре или даже ближе – очевидно, что корневая система будет повреждена. И если проектировщик видит, что вот здесь траншея пройдет рядом с деревом, то имеет смысл изначально планировать это дерево под снос. Если уж нет возможности сделать траншею дальше. И в рамках того же проекта заложить высадку нового дерева в соответствии со всеми нормами и с учетом всех охранных зон разных сетей. Чтобы еще через несколько лет не приходилось опять сносить это дерево.
То же самое касается ситуации, когда при ремонте дороги на обочинах делают парковочные карманы. Да, у нас многие деревья растут очень близко к дороге. Но если дерево хорошее, здоровое, то почему бы вместо одного кармана длиной 20 метров не сделать два по 10 метров и оставить между ними деленый пятачок с деревом? Это ненамного увеличит смету, но зато поможет сохранить деревья, особенно на окраинах города, где внимание общественности и властей привлечь гораздо сложнее.
- Тогда, видимо, уже сейчас надо требовать от городской администрации дать возможность познакомиться с проектами ремонтов дорог на 2024 год, в том числе с проектом реконструкции 3-го этапа Лежневской, а также с проектами благоустройства Шереметевского проспекта и проспекта Ленина. Вы же знаете, что в этом году никакого благоустройства и озеленения на центральных проспектах не планируется?
- Да, я видела информацию об этом. Именно поэтому я считаю необходимым обращать внимание властей на те повреждения деревьев на проспекте Ленина, о которых нам пишут горожане. Деревья с поврежденной корневой системой начнут болеть и в ближайшие несколько лет точно станут аварийными, а значит, небезопасными для горожан.
И конечно, необходимо, чтобы при выполнении работ по озеленению соблюдались определенные нормы. Мы уже сталкивались с тем, что, например, деревья высаживают очень близко, на расстоянии двух метров. Хотя по нормам требуется не меньше четырех метров, чтобы деревья, вырастая, не затеняли друг друга, поскольку из-за этого они начинают болеть.
Есть немало других проблем, которые проще предотвратить. Но, к сожалению, в Иванове нет системной работы в этом направлении, нет комплексного подхода в работе с зелеными насаждениями. Мы это чувствуем на себе, потому что постоянно вынуждены работать в пожарном режиме, бороться с последствиями, а не с причиной.
- Как вы считаете, каким образом горожане могут повлиять на эту ситуацию?
- Как минимум, если вы видите варварское обращение с деревьями, стоит об этом заявлять, озвучивать. Фотографировать, направлять информацию администрации города и нам. Я вошла в состав общественного совета, и хочу эти проблемы решать через этот институт.
Общество
«Любое дерево на общественной территории – это имущество города»
Анна Царевская – о том, как избежать уничтожения деревьев в ходе ремонта дорог