Алексей Машкевич
В последнее время в Иванове, как мне кажется, на пике общественного интереса не выборы, а нечищеные дороги с тротуарами и медицина. И если с дорогами всё ясно – традиционная российская беда – то с медициной всё сложнее и непонятнее. И с кадрами там проблема, бывшее руководство департамента здравоохранения под арестом сидит, а нынешнее с главврачами общего языка найти не может. А тут еще громкие заголовки в СМИ о том, что «РЖД-Медицина» наступает на государственное здравоохранение и выходит на рынок средств обязательного медицинского страхования – туда, где прежде работали только бюджетные больницы.
И если разобраться с тем, что происходит в бюджетной медицине, практически невозможно – чиновники ничего никак не комментируют – то с клиникой РЖД всё оказалось проще. Мы связались с главным врачом клинической больницы «РЖД-Медицина» в городе Иваново Сергеем Фирсовым, и он согласился ответить на все вопросы – и о «наступлении» на бюджетную медицину, и об областных чиновниках, которые ему якобы в этом помогают, и о том, что нас, пациентов, ждёт дальше. А чтобы ничего не упустить, Сергей Анатольевич пригласил на разговор своего заместителя по лечебной части Антона Арсеньева.
- В отличие от подавляющего большинства частных ивановских клиник вы работаете на базе, которая создавалась государством ещё во времена СССР. Получается, что вы нечто среднее между государственной и частной больницей?
- Да, совершенно правильно, история у нас уникальная. В этом году исполняется 110 лет с момента образования врачебной амбулатории. Мы работали и в царской России, и в советское время, и сейчас, в период свободной России. Сначала были государственным учреждением, а потом учредитель (ОАО «РЖД») взял нас под свое крыло, и мы стали частной ведомственной клиникой. А сейчас пытаемся вернуться в государственный сектор медицины, начинаем оказывать услуги в рамках госзадания.
- Чем частная «РЖД-Медицина» отличается от бюджетных больниц?
- Начнем с того, что мы настроены на оказание высококачественной помощи.
- Уверен, что ни один главврач не скажет: «Мне неинтересно, какого качества помощь мы оказываем».
- Не буду спорить (смеётся). Разница в качестве оказания этой помощи на самом современном высокотехнологичном оборудовании – всё по последнему слову медицинской техники. Плюс мы входим в сеть учреждений «РЖД-Медицина» по всей стране и, допустим, если пациенту требуется онкологическая помощь, есть возможность направить его в Москву, где у нас мощные ведомственные онкоцентры. Кардиохирургическую помощь мы можем оказать в Ростове-на-Дону, где мощное кардиохирургическое отделение, либо в Челябинске. Когда пациент приходит в «РЖД-Медицину», он может выбирать, где лечиться.
- Здорово. Но если клиент не работает на железной дороге, он это всё может получить только за деньги.
- Да, раньше нужно было либо быть работником ОАО «РЖД», либо лечиться за деньги, но сейчас всё по-другому. Конечно, железнодорожники остаются приоритетом. Но мы зашли и в сегмент добровольного медицинского страхования – различные компании, у работников которых есть полисы ДМС, пользуются нашими услугами, проходят профосмотры и лечение.
В разговор вступает заместитель главного врача Антон Арсеньев:
- Наши врачи, которые проводят диспансеризацию, много лет участвуют в профосмотрах железнодорожников, у них глаз наметан, они настроены на выявление заболеваний. Мы выстраиваем такую систему, чтобы пациент был под постоянным наблюдением. Не просто пройдет диспансеризацию, а через год придет и услышит, что заболевание развивается. Мы стараемся пациента вести постоянно. Когда выявляем какое-то заболевание, то настаиваем, чтобы пациент пришел на лечение. Это как с травматологией и ортопедией, где заменить сустав - это четверть успеха, а основное – реабилитация.
Сергей Фирсов:
- Также мы начали работать в сегменте государственной медицины, когда в рамках программы госгарантий пациент бесплатно получает всё, что положено по полису обязательного медицинского страхования.
- Это стало возможно после того, как в 2020 году было подписано соглашение между ОАО «РЖД» и правительством Ивановской области о взаимодействии и сотрудничестве?
- Нет, это началось в 2012-м году, когда к нам пошли первые пациенты из государственной системы и в рамках полиса ОМС стали получать медицинские услуги. А соглашение 2020 года закрепило намерения сторон на официальном уровне.
- Чем «РЖД-Медицина» отличается от других крупных частных клиник города?
- У нас мощная стационарная база. Частные клиники, как правило, не оказывают экстренную помощь, там малый объем оперативных вмешательств, потому что в их составе одна-две операционные. Либо делают операции какого-то узкого спектра, например, пластическую хирургию. У нас же есть и общая хирургия, и плановая, и экстренная помощь, и травматология, и ортопедия, и высокотехнологичная помощь. Ни в одной частной клинике не выполняются, насколько я знаю, операции по замене суставов.
Есть два важных списка – федеральная программа по высокотехнологичной помощи, которую принимает правительство РФ, и базовая программа ОМС, принимаемая на уровне региона. «РЖД-Медицина» входит в оба – и в региональный, и в федеральный список.
Антон Арсеньев:
- Ещё пару слов о наших отличиях. Мы очень много вкладываем в наших медицинских работников. Постоянно обучаем и повышаем уровень специалистов. Мы считаем, что он должен быть на порядок выше, чем в среднем по региону.
Сергей Фирсов:
- Ну и, конечно, в клинике РЖД-Медицна уже более 20 лет существует высокотехнологичный и старейший в регионе центр пластической хирургии.
- Там по-прежнему в основном московские клиенты?
- Разные: Подмосковье, Москва, Нижегородская область, ивановцев порядка 15-20%.
- Во времена СССР мой дядя работал на железной дороге и всегда говорил, что в больнице МПС качество лечения и оборудования лучше, чем в городских больницах и поликлиниках. А что сегодня?
- Хотя сейчас государство вкладывает очень большие средства в оснащение бюджетных учреждений здравоохранения и в поликлиническую сеть, мы также инвестируем в развитие и стараемся быть впереди. В чем наша основная фишка: мы вводим цифровизацию здравоохранения для пациента. Внедряем такую цифровую систему, которая позволит минимизировать необходимость посещения пациентом регистратуры. Когда пациент появляется у нас в базе, прикрепляясь к нашей поликлинике на поликлиническое обслуживание, у него на смартфоне либо на домашнем компьютере формируется личный кабинет. И он, сидя дома, заходит в этот личный кабинет, выбирает доктора, время приема и, минуя регистратуру, идёт на приём.
Огромное внимание уделяем подготовке медицинского персонала. В Москве, при нашей Центральной клинической больнице «РЖД-Медицина», есть мощный научно-клинический центр, где проходят обучение не только наши сотрудники. Можно назвать это повышением квалификации, потому что хороший доктор должен учиться всю жизнь. Все расходы на обучение берет на себя компания. Любой доктор, попадая к нам на работу уверен, что каждый год будет какое-то обучение.
- Это хорошая тема, потому что недавно «Слухи и факты» опубликовали список кадровых вакансий в бюджетной медицине, и он огромен.
- Если брать наше поликлиническое звено, то здесь укомплектованность кадрами 90%, у нас один участок – один участковый терапевт. Более того, у нас стоит очередь на должность участкового терапевта.
- Из-за того, что зарплата выше?
- Дело не только в зарплате, она у нас изначально была выше, чем в государственном здравоохранении. Скажу, может быть, крамольную мысль – с увеличением зарплаты у человека не появляется большего интереса к работе, но ему хочется саморазвития, которое мы предлагаем сотрудникам. Приходят молодые специалисты после института, они должны отработать участковыми терапевтами, но хотят дальше какую-то специализацию – невролог, гинеколог. Отрабатывают два-три года участковыми, а потом либо выдаем им целевое направление – «РЖД-Медицина» тоже выдает целевые направления на обучение – либо оплачиваем их специализацию. И они возвращаются к нам уже узкими специалистами. Начинающие врачи должны быть уверены, что не останутся рядовыми терапевтами, через какое-то время у них есть шанс стать заведующим отделения, дорасти до заместителя главного врача либо стать главным врачом. И это их наравне с зарплатами очень сильно интересует.
- Медики говорят, что в работе учреждения главное – соблюдение баланса между доступностью услуги и ее качеством.
- Это правильно. Пациент приезжает на операцию и должен быть уверен, что его прооперирует хороший хирург, что все пройдет удачно. Если пациент идёт на прием в поликлиническое звено, у него возникает вопрос – как мне туда попасть. А это организация работы колл-центров, обеспечивающих правильную и хорошую доступность.
- Вас колл-центр департамент здравоохранения заставил сделать?
- Нет, мы сделали его по собственной инициативе, это был эксперимент. У нас были очереди в поликлинике, особенно в час пик, утром. Поставили инфоматы (электронные киоски) для записи, и у нас возникло три очереди – к двум инфоматам и третья в окошко. Возник вопрос – что же людям надо? Оказалось, большинство хочет позвонить и записаться сидя дома, а это как раз колл-центр. Человек хочет позвонить и в течение 2-3 минут соединиться с оператором, который запишет его на прием. И когда организовали у себя колл-центр, избавились от очередей. Да, бывают моменты – пик эпидемии, допустим, грипп тот же.
- Сами колл-центр сделали или на аутсорсинг отдали?
- У нас свой колл-центр. А вот пищеблока у нас своего нет, организацию питания отдали на аутсорсинг. Теперь еда приезжает теплая, упакованная в индивидуальные ланч-боксы, пациент доволен. В коридорах нет прогорклого запаха, тараканов нет.
- Департамент здравоохранения своим приказом отдал вам на поликлиническое обслуживание жителей п/о-14, значительные части Пустошь-Бора и Минеева из государственной поликлиники №8. Как удалось добиться того, чего до сих пор не смогло ни одно частное лечебное заведение в Ивановской области?
- Начнем с того, что это неправильное определение – жителей невозможно передать на обслуживание. Лет пять назад, ещё при предыдущем главвраче, часть жителей п/о 14 захотели прикрепиться к нашему учреждению. Были собраны и отправлены заявления в территориальный фонд ОМС, но тогда нам отказали на том основании, что мы не находились в списках обслуживания территорий – у нас не было улиц, которые мы могли бы обслуживать. На данный момент нам прикрепили улицы, но не жителей, которые там живут.
- По вашей инициативе?
- Здесь 50/50, и инициатива группы жителей была, которые идеи не оставили, плюс мы сказали, что готовы принять их на обслуживание. Но это не значит, что жители автоматом к нам приходят. Сейчас рождаются какие-то слухи, что мы захватили чуть ли не все население п/о 14, но у нас на обслуживании лишь небольшая часть. Мы вправе принимать жителей этих улиц только при условии, что они сами напишут заявления на прикрепление.
- Недавно вы проводили встречи во дворах и говорили жителям, что вам поликлиническое обслуживание убыточно. Зачем тогда всё это?
- Про то, что убыточно, мы не говорили. Да и что понимать под убыточностью? Сегодня некоторые виды помощи не полностью возмещаются в рамках госзадания, это ни для кого не секрет. Экстренная помощь зачастую является убыточной.
- Зачем тогда вы берете жителей на обслуживание?
- Честно? Хотим, чтобы жители Ивановской области были обеспечены качественной медицинской помощью. Мы же всё равно не в чистом виде частный центр, которому нужна только прибыль, мы всегда готовы к социальной истории.
- У вас, судя по отчётности, с прибылью тоже все нормально.
- Прибыль у нас в основном за счет пластической хирургии, это высокомаржинальная отрасль медицины.
- Ивановская околомедицинская общественность уверена, что частной больнице подсесть на деньги ОМС можно только чем-то заинтересовав чиновников. Естественно, это не про купюры в конвертах, но чем же вы их заинтересовали?
- Доступностью, качеством, уровнем оборудования, уровнем врачей – они увидели, что мы всё это даем, у нас это есть, мы всегда открыты к общению с пациентами. Наши мобильные телефоны в доступе, пациенты спокойно звонят, и мы решаем любые вопросы. Нам любой пациент может позвонить, сказать: «Это мне не нравится», это на самом деле так. Мы приглашаем, разговариваем. Тот же Антон Евгеньевич снимает халат и идет по поликлинике где сидят пациенты, разговаривает с ними: «Что бы вы хотели видеть? Что бы вы хотели улучшить?». Наверное, этим мы медицинских чиновников заинтересовали.
Антон Арсеньев:
- Смешиваться с толпой приятно и полезно. Видишь работу сотрудников, какие-то моменты рабочие, слышишь непредвзятое мнение пациентов. Для этого я сижу, как обычный пациент, в регистратуре или в коридоре, и это дает большой информационный материал для работы. В школе и институте этому не учили, а сюда пришел, и здесь так принято. Быть открытыми – это нормально. В бизнесе это называется клиентоориентированность и людям это нравится, мы готовы к общению.
- У любого бизнеса, а «РЖД-Медицина» это в том числе бизнес, есть лицо – его руководитель. Сергей Анатольевич, как вас из далекого Новосибирска занесло в Ивановскую область?
- Я закончил Новосибирскую медицинскую академию, потом учился в Южной Корее, получил международное образование, вернулся в Новосибирск и стал заведующим отделения. Потом мне поступило предложение из Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» создать и возглавить Ярославский центр травматологии – я же травматолог-ортопед по образованию. В конце 2011-го года я переехал в Ярославль, создал центр травматологии на базе больницы ОАО «РЖД» и вывел его на первое место и по объему оперативных вмешательств в сети клиник РЖД-Медицина, и вообще по объему пациентов. Потом мне предложили возглавить больницу в Иванове.
- Главврачи делятся на лечащих и администраторов – вы кто?
- И то, и то – каждый день в половину восьмого захожу в операционную, выполняю операцию, и только потом приступаю к административной работе.
- Вы явно думаете о будущем не только своей клиники, но и здравоохранения в целом. Какое, на ваш взгляд, оно будет в России – частное, государственное, частно-государственное?
- Дело не в формате собственности. Главное, чтобы была доступность и высокое качество медицинской помощи. А в чьих руках это будет – в частных, государственных, в частно-государственных партнерствах – нет никакой разницы. Главное, чтобы помощь доходила до каждого человека.
Интервью
Сергей Фирсов: «В рамках программы госгарантий пациент бесплатно получает всё»
Слухи и факты о клинике «РЖД-Медицина»