Олег Кащеев , заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности минпромторга
Пока розничный рынок легкой промышленности пополняет казну отнюдь не Российского государства. В чем же причина сложившейся ситуации и что нужно сделать, чтобы ее переломить?
Текстильная и швейная промышленность России сегодня - это 653 крупных и средних предприятия и около 4 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. В отрасли занято 326 тысяч человек, объем производимой продукции составляет 176,9 млрд рублей.
Следует отметить, что после кризисного 2009 года в 2010 году ситуация в отрасли стабилизировалась, был обеспечен рост объемов производства по важнейшим видам продукции по сравнению с 2009 годом и показателями, предусмотренными стратегией развития легкой промышленности.
В первом полугодии 2011 года в текстильном производстве произошло снижение объемов производства по многим видам продукции. Причем наибольшее снижение к соответствующему периоду 2010 года отмечено в производстве хлопчатобумажных тканей (на 23,1%), обусловленное негативными изменениями на мировом рынке хлопка в виде резкого (почти троекратного) роста цен на него.
Падение объемов производства шерстяных тканей за этот период на 10% произошло из-за дефицита и низкого качества отечественной шерсти наряду с ростом цен мирового рынка на высококачественную шерсть.
По аналогичной причине ограниченности сырьевых ресурсов выпуск льняных тканей сократился на 11,3 процента.
По итогам 6 месяцев 2011 года производство трикотажных изделий уменьшилось на 1,1%, чулочно-носочных изделий - на 12%, а постельного белья - на 19,6%.
Рост цен на сырье наряду с резким ростом затрат на топливно-энергетические ресурсы и введением повышенного размера страховых отчислений привел к падению рентабельности в текстильном и швейном производстве до уровня 5%.
В результате доля убыточных предприятий в первом полугодии 2011 года составила в текстильном и швейном производстве 34,1% против 28,1% в аналогичном периоде 2010 года.
Таким образом, ситуация, складывающаяся сегодня на рынке сырья для текстильной промышленности, не может не вызывать у нас тревогу.
Минпромторг России в целях стабилизации ситуации на рынке хлопкового волокна в России вышел с предложением о необходимости выделения хлопкового волокна из Росрезерва предприятиям текстильной промышленности в порядке временного заимствования. Однако минэкономразвития посчитало, что в условиях снижения мирового объема производства хлопка и резкого роста цен на него, возврат отечественными предприятиями текстильной промышленности заимствованного хлопка в Росрезерв представляется проблематичным. И отметив, что в настоящее время объемы накопленного хлопка в государственном резерве составляют всего 51,8% по отношению к норме накопления, сочло нецелесообразным подготовку соответствующего распоряжения правительства РФ.
Решение о выпуске хлопкового волокна из Росрезерва до настоящего времени не принято.
В сложившейся ситуации одним из путей снижения зависимости текстильной промышленности от хлопкового сырья должно стать развитие собственной базы текстильных волокон и нитей, таких как лен, шерсть, химические волокна и нити.
В настоящее время производство льна в России покрывает потребности в нем отечественных предприятий на 68%, производство химических волокон и нитей не превышает 46% потребности, почти не производится в России мериносная и тонкая шерсть. С учетом сложившейся ситуации изменилась и структура рынка текстильных волокон, в частности доля хлопкового волокна снизилась с 52% в 2008 году до 25% в 2010 году, а доля химических волокон и нитей, наоборот, возросла с 36% до 63%. При этом доля импортных волокон остается высокой и составляет почти 67%.
В то же время у России есть все возможности для того, чтобы повысить степень удовлетворения отечественных текстильных предприятий отечественным качественным сырьем.
Производство и переработка льна, являясь традиционной хозяйственной деятельностью ряда регионов России, может и должно стать современным, перспективным и успешным бизнесом. Этому будет способствовать реализация мероприятий по развитию льняного комплекса, вошедших в утвержденную правительством России государственную программу по развитию сельского хозяйства на период до 2012 года и стратегию развития легкой промышленности до 2020 года.
В настоящее время обеспечивается глубокая переработка льняного сырья в конкурентоспособный ассортимент текстильной продукции. При выработке бытового ассортимента используется не только длинное, но и короткое волокно (доля которого в общем балансе льняного сырья составляет 75%), за счет создания промышленной технологии производства импорто-замещающего сырьевого ресурса - модифицированного льняного волокна (котонина) и модернизации прядильного и ткацкого оборудования.
Хорошую нишу при принятии соответствующих мер может занять и производство отечественной шерсти.
Минпромторг России впервые совместно с ведущими научно-исследовательскими институтами легкой промышленности осуществляет реализацию важнейшего инвестиционного проекта "Разработка промышленных ресурсо- и энергосберегающих технологий производства инновационных текстильных материалов двойного назначения с комплексом защитных свойств на основе шерстяных и химических волокон".
В рамках реализации проекта разработаны полушерстяные одежные ткани нового поколения для детей и подростков, в т.ч. для школьной формы с комплексом защитных свойств - биоактивные, антистатические, гипоаллергенные. Рациональная структура тканей с оптимальным сочетанием шерстяных и химических волокон обеспечивает им пластичность, формоустойчивость, высокую износостойкость и отсутствие пиллинга. Специально разработанные экологически безопасные композиции отделочных материалов придают новым тканям комплекс функциональных, гигиенических и защитных свойств.
Хорошим дополнением и возможной альтернативой использованию хлопчатобумажного волокна могут стать различные химические волокна и нити, в т.ч. нового поколения. Сочетание разнородных по сырьевому составу и свойствам сырьевых компонентов позволяет получить широкий ассортимент тканей и швейных изделий из них с различными структурными и цветовыми эффектами.
Современное состояние рынка отечественного химического сырья, отсутствие специальных видов химических волокон и нитей остро ставит вопрос об удовлетворении в них потребности легкой промышленности в объемах, необходимых для успешной работы предприятий и реализации стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года в полном объеме.
Потребление предприятиями отрасли химических волокон и нитей, в том числе волокон нового поколения в среднесрочной перспективе увеличится за 2010-2013 годы на 33,7% и составит в 2013 году 299,73 тыс. т, в том числе химических волокон - 186,13 тыс. т, химических нитей - 133,6 тыс. т.
В этой связи особую актуальность приобретает реализация проекта строительства комбината синтетического волокна на территории Ивановской области.
Реализация проекта обеспечит производство 190-200 тысяч тонн полиэстра, что позволит полностью удовлетворить потребности как вновь строящихся, так и действующих текстильных предприятий.
Интерес представляют и попытки обеспечить в некоторых регионах производство хлопка. Эксперименты, проведенные в Астраханской области, показывают, что отечественный хлопок может оказаться вполне конкурентоспособным с импортным сырьем.
Следует отметить, что помимо сырьевой составляющей есть еще одна проблема, которая требует принятия решений административного характера - это защита отечественного товаропроизводителя.
Мы неоднократно отмечали, что розничный рынок продукции легкой промышленности - самый значимый рынок среди непродовольственных товаров. Его емкость составляет около двух трлн рублей. Оборот продукции в таком объеме способен приносить в бюджетную систему страны более 300 млрд рублей.
По итогам работы в 2010 году на собственно российское легальное производство приходится всего 21,6%.
Существенную долю на нем занимает незаконно произведенная и незаконно ввезенная продукция легкой промышленности.
Такая структура рынка снижает поступление доходов в бюджетную систему, конкурентоспособность российских производителей, рентабельность их производства и сокращает объемы производства продукции легкой промышленности.
Стратегией развития легкой промышленности до 2020 года предусматривается увеличение доли отечественных товаров легкой промышленности на внутреннем рынке. И это естественная и приоритетная задача на ближайшую перспективу.
При этом особое внимание уделяется вопросам обеспечения российских силовых структур вещевым довольствием, что определено законодательно и является одним из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности.
Не секрет, что сегодня заказы размещаются на готовые изделия, производители тканей и других полуфабрикатов не могут принимать в них непосредственное участие, а организации-победители применяют ткани зарубежных изготовителей. В результате объем закупок отечественных тканей для выполнения госзаказа сократился по информации, полученной от предприятий, на 30-50%. Отечественные производители вынуждены сокращать объемы производства, в убыток себе содержать мобилизационные мощности. При этом замена отечественных материалов на зарубежные зачастую ведет к потере качества изделий.
Необходимо обеспечить гарантированное использование тканей российских производителей для выполнения госзаказа как единственных производителей и поставщиков данного вида изделий.
Следует отметить, что действующие бюджетное и налоговое законодательства РФ не предусматривают предоставление льгот для создания новых производств в легкой промышленности, отсутствуют льготные условия и для пилотных проектов в легкой промышленности. Это отрицательно сказывается на ходе процесса технического обновления отрасли. В итоге может так случиться, что в России производить продукцию высокой переработки станет экономически невыгодно (рентабельность у отечественных производителей не превышает 5-7%, а у импортеров - от 100% и выше) и основная цель Стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года - технологический прорыв и инновационное развитие отрасли - окажется под угрозой недостижения.
Для решения этой проблемы государством приняты следующие меры: отменены ввозные таможенные пошлины на импортное оборудование, не производимое в России; с 2009 года отменено взимание НДС по ввозимому оборудованию, аналоги которого в России не производятся; осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями легкой промышленности на техническое перевооружение, сняты ограничения по сроку действия указанных кредитов. Как показала практика, это эффективная мера поддержки программ модернизации предприятий; в поддержку инвесторов, работающих в отрасли, осуществляются научные разработки.
Однако указанных мер для глобального технического перевооружения отрасли явно недостаточно. Необходимы дополнительные меры поддержки. Только сохранив действующие меры господдержки и приняв дополнительные меры по стабилизации работы отрасли, мы сможем продолжить техническую модернизацию, приступить к реализации пилотных проектов, что в конечном итоге обеспечит динамичное развитие легкой промышленности, достижение намеченных показателей и критериев.