Анна Семенова
Фото: Подслушано Шуя
Мне тут рассказали одну занимательную историю – за достоверность не ручаюсь, но и не поделиться не могу. Поэтому давайте считать, что все написанное ниже – просто художественный вымысел.
Как известно, в «нашей любимой Ивановской области» ( (с), губернатор Станислав Воскресенский) активно развивается событийный туризм. А самым масштабным и дорогим мероприятием в году является фестиваль «Русское Рождество», которое Центр развития гостеприимства и туризма проводит в Шуе с января 2020 года.
Я не фанат зимних уличных развлечений – мерзну, так что рассуждать о культурном значении и ценности фестиваля не буду. Зато я точно знаю, что главной целью подобных мероприятий (если не считать распределения грантовых и бюджетных денег между нужными подрядчиками без конкурсов, что вполне в рамках законодательства) является привлечение туристов и поддержка местного бизнеса, от микроскопического, типа производителей сувениров, до вполне себе среднего вроде владельцев гостиниц и ресторанов.
И в прошлые годы, по крайней мере в 2021 и 2022-м, это вполне удавалось. В Иваново и Шую приезжали люди из разных городов, останавливались в ивановских и шуйских гостиницах, ели в местных ресторанах, закупались всякими фермерскими продуктами. На прошлое Рождество, например, в шуйском «Гранд-отеле» не было свободных номеров. А чтобы пообедать не в забегаловке, надо было или бронировать столик заранее, или ждать некоторое время, пока появятся свободные места.
Предприниматели платили за места на уличной ярмарке (говорят, хорошо так платили, но подтвердить это невозможно, так что напоминаю, что все это фантазии), но в целом оставались довольны торговлей. Немалую долю приезжих составляли москвичи, которым потратить, скажем, 10-20 тысяч на всякую мелкую сувенирку и прочие пряники не проблема. Так что всё привезенное на продажу разлеталось, как горячие пирожки. Если добавить сюда возможность прокатиться на ретро-поезде, то неудивительно, что люди с деньгами охотно оставляли эти самые деньги на «Русском Рождестве».
Но в этом году звезды сошлись как-то очень неудачно. С одной стороны, в чью-то светлую голову пришла идея все рейсы ретро-поезда отдать семьям мобилизованных и многодетным семьям. Это вызвало кучу скандалов, потому что билетов, разумеется, на всех не хватило, и до сих пор можно увидеть в комментариях в ВК возмущенные реплики про то, что кого-то этими билетами обделили. Но речь не об этом: автор гениальной идеи, видимо, не учел, что уровень доходов населения в нашей любимой Ивановской области, мягко говоря, невысокий. И многодетные, и семьи мобилизованных с высокой долей вероятности не будут обедать в ресторанах и кафе, а прихватят с собой термос с чаем и пакет с бутербродами.
С другой стороны, аккурат в дни фестиваля «нашу любимую Ивановскую область» накрыло аномальными морозами. Что резко отбило желание у тех, кто не входит в число ретро-обилеченных, ехать в Шую самостоятельно. Тем более, что проезд на личном транспорте через город был ограничен, а автобусы от места парковки до центра города в этом году оказались платными.
Итог оказался очень печален для бизнеса. Говорят, гостиницы в Шуе стояли пустыми, рестораны и кафе тоже – их несколько выручили только организованные группы самых отважных туристов, которые не отказались от поездки даже в морозы. Отсутствие людей на ярмарке не смогли замаскировать даже на презентационном видео. Те, кто арендовал там торговые места, за три дня чуть дуба не дали – при этом не продав почти ничего. Пироги и прочую выпечку в итоге пришлось отдать то ли в приют для бездомных, то ли в приют для животных. А деньги за аренду, разумеется, уже были заплачены. И никто их возвращать не собирается.
Опять же, по слухам, бизнес, который нехило влетел с нынешним «Русским Рождеством», бубнит, мол, что бы мы еще раз связались с этим Центром развития туризма? Да ни в жисть! В это, честно говоря, не верится, поскольку деться с подводной лодки, то есть из нашей любимой Ивановской области, этим людям некуда. Но осадочек в любом случае останется.
Слушаешь подобные рассказы (я их услышала уже из нескольких не связанных друг с другом источников) и думаешь: ну ладно, мороз – это форс-мажор, этого нельзя было предугадать. Может, имело смысл не заморачиваться с ретро-поездом для малообеспеченных, а наоборот – задрать на билеты цены и сказать, что эти деньги пойдут в какой-нибудь фонд для поддержки сами-знаете-чего? И, например, в этот же фонд направлять 10% от вырученных за сувениры денег? Не было бы это эффективнее, если цель фестиваля в этом году – кого-то поддержать, а не дать импульс для бизнеса?
Фиг его знает – терзают меня смутные сомнения. Но так или иначе жертв «Русского Рождества» очень жаль.
И очень странно на этом фоне выглядит информация не менее странного телеканала Совета Федерации, где и ведущий, и ивановский сенатор Гусаковский говорят о том, что мероприятия «Русского Рождества» оказались настолько популярными, что их продлили до 20 января. Похоже, я что-то пропустила в этой жизни…
А Гусаковского вы послушайте – узнаете много интересного. Например, по его словам, фестиваль «Лук-лучок» проходит в Холуе.
P.S.: Если от посещения фестиваля у вас лично остались чудесные впечатления – очень рада за вас. Значит все-таки 30 миллионов были потрачены не зря.
Общество
Рождественские убытки и сомнения
Для кого и для чего было «Русское Рождество» в этом году?