Последние
новости
Политика

Троллейбус в Кохму станет областным

Или маршрут исчезнет в принципе?
Автор: Анна Семенова
5 мин
15 июня, 2022
По нашей информации, в Ивановскую городскую думу внесен проект решения с длинным и нудным названием, суть которого сводится к тому, что депутаты Ивгордумы должны выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в областной закон № 25-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области».
Троллебус_внутрь.jpg
Фото: официальный сайт администрации г. Иваново
Ну а суть этих самых изменений в том, что область, которая в декабре 2019 года бодро выцарапала у города Иваново полномочия по организации транспортного обслуживания автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах, теперь должна забрать такие же полномочия на межмуниципальных маршрутах наземного электротранспорта, то есть троллейбусов. Потому что эти самые троллейбусы ездят не только по городу Иваново: еще с советских времен существуют маршруты №6 (до Кохмы) и № 11 (до аэропорта «Южный» в Ивановском районе), которые по действующему законодательству являются межмуниципальными, но таковыми до сих пор не признаны. Так что первая же прокурорская проверка (если бы она была кем-то инициирована, ага) потребовала бы приведения этих маршрутов в соответствие с законодательством, то есть прекращения движения троллейбусов в Кохму и Ивановский район. Ну а чтобы этого не допустить, отмечается в пояснительной записке к документу, надо наделить правительство региона полномочиями по регулированию, ну и далее по тексту.

В этой же пояснительной записке говорится, что дополнительного финансирования из областного бюджета эти изменения не потребуют.

Вообще-то подобные изменения в областной закон надо было вносить еще в 2015 году – когда вступил в силу федеральный закон 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…». И куда смотрели юристы всяческих департаментов и дум, а заодно и упомянутая выше прокуратура – непонятно.

Впрочем, есть пара нюансов, которые, видимо, все эти годы перевешивали соображения по поводу соблюдения законодательства, по крайней мере, в головах представителей региона. Оба эти нюанса – про деньги.

Первый – это полномочия по установлению платы за проезд. Экономически обоснованный тариф, который уже превысил 32 рубля за поездку, устанавливает департамент энергетики и тарифов. А размер платы за проезд сейчас регулирует мэрия. Если два маршрута будут в ведении области, на них будет утверждаться отдельный тариф? И будут ли областные чиновники столь же благосклонны к простым гражданам и будут ли устанавливать тариф ниже экономически обоснованного?

Второй нюанс – а из какого бюджета будет выплачиваться компенсация (субсидия) разницы между экономически обоснованным тарифов и платой за проезд? Сейчас за это платит бюджет города Иваново, причем платит немало: на этот год в городском бюджете запланировано на эти цели 85 млн рублей, но эта сумма традиционно вырастет к концу года, поскольку при верстке бюджета подобные статьи всегда утверждаются с дефицитом. В 2021 году расходы на компенсацию межтарифной разницы, например, составляли 185 млн 716 тысяч рублей.

По уму, на межмуниципальных маршрутах эту разницу должен компенсировать бюджет региона. По данным мэрии, 6-й и 11-й маршрут ежегодно перевозят более 20% от всех пассажиров, которые ездят на троллейбусах. Соответственно, из областного бюджета придется выделять около 40 млн рублей дополнительно – и это не считая льгот для тех, кто не является федеральными или областными льготникам, а также для школьников и студентов. Ну или придется эти льготы не предоставлять, вызывая в очередной раз возмущение среди пенсионеров, которые почему-то не являются ветеранами труда.

Кстати, похоже, что статус межмуниципальных этим двум маршрутам не присваивали именно потому, что в противном случае возникли бы серьезные вопросы, почему деньги на компенсацию разницы в тарифах на этих маршрутах выделяются из городского бюджета и не является ли это нецелевым расходованием бюджетных средств? А так нет ножек – нет мультиков, всё вроде в порядке.

Теперь областное правительство (ну не думаете же вы, что депутаты облдумы в принципе могут принять какое-то решение, не согласованное с Пушкина,9?), похоже, оказалось перед интересной коллизией. Как поступить: отказать городу в принятии его законодательной инициативы – мол, пусть всё идет как идет, было ведь так прекрасно? Или эту инициативу принять, взвалить на себя два троллейбусных маршрута и нести дополнительные финансовые и репутационные (возможно) издержки по, прости господи, регулированию «оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа» на этих двух несчастных маршрутах?

Причем в случае реализации первого варианта развития событий надо помнить, что мэрия вполне может взять да и начать соблюдать федеральное законодательство (пока предписание не пришло), а значит – сократить спорные маршруты, сделав конечную на границе областного центра. И, кстати, будет права – с юридической точки зрения, разумеется.

Очень, очень интересная ситуация. Впрочем, есть еще такой фактор, как спикер Ивгордумы Александр Кузьмичев, который стремится выслужиться перед всеми. И он вполне может, как это уже было не раз (например, в истории со штрафами за наледь и сосульки или за создание навалов мусора), получив ценные указания из правительства области, кастрировать разработанную мэрией законодательную инициативу еще в процессе принятия.

Еще бы за этими танцами с бубнами троллейбусы не профуфукать…
29 марта 2024
Все новости