10 июня 2022 года глава кабмина Михаил Мишустин встретился в подмосковном Жостове с представителями ведущих предприятий народных художественных промыслов. Там присутствовали и представители Ивановской области. И между ними и председателем Правительства РФ произошел такой диалог:
Светлана Щирова (председатель производственного кооператива «Объединение художников Палеха»): Уважаемый Михаил Владимирович! Я хотела поговорить по поводу преемственности поколений, которая в Палехе практически прекращена. На других народных промыслах, наверное, что-то ещё существует. Но эта проблема назрела очень сильно. Приведу пример. Средний возраст художников в Палехе – 65 лет. Раньше в училищах, а я училась в семидесятые годы, обучение было пять лет. И там были бюджетные места – 12. Шесть вакантных. Поступали на эти 12 мест дети художников и шесть резервировалось. И не хватало. На сегодняшний день во всём училище если есть пять человек – детей художников, то это очень хорошо. Нам нужно возвратить преемственность поколений, нам нужно привязать производство к обучению. У нас оторвано обучение от производства. И студенты, которые оканчивают учебное заведение, к сожалению, уходят в другие сферы. Хотелось бы сохранить преемственность поколений.
Вы сказали, что очень много денег добавили. Может быть, нам часть на молодёжь потратить?
Михаил Мишустин: Светлана Георгиевна, мне кажется, часть, потраченная на молодёжь, не поможет, если у молодёжи сердце не лежит заниматься народными художественными промыслами.
Вы же рассказываете о том, как вы пришли в училище, как детям художников, которые пошли по стопам родителей, потом предлагали учиться. Здесь надо, чтобы вы сами подумали, как это сделать.
С.Щирова: Мы много думали на эту тему. Эти решения есть. К сожалению, всё зависит от того, что производство оторвано от учёбы. Потому что они не впитывают ту прелесть народных промыслов, которая существенна. Они даже не понимают этого. Они приходят на производство, их мало, за последние десять лет десять человек пришли на три предприятия. А раньше было 400 художников. Это беда.
М.Мишустин: Как бы вы ответили?
С.Щирова: Я вижу, что нужно слияние учебного процесса с производственным. Скоро передавать опыт некому будет. Средний возраст художников, как я сказала, 65 лет. Зрение в нашей сфере – это всё, а оно уже в этом возрасте…
М.Мишустин: Хотел бы сказать, что мы об этом постоянно думаем. И когда готовили программу профессионалитета, именно переориентировали наши предприятия, которые нуждаются в специалистах, на конкретные специальности, чтобы была связь между предприятием и мастерами, которых готовит училище, профессиональные образовательные учреждения. Я знаю, сейчас во многих отраслях это происходит.
То, что вы предложили, очень важно. Просто одними финансами не поможешь. Стимулировать молодёжь надо, чтобы это было перспективно, интересно. И я попрошу нашего министра и Татьяну Алексеевну (Голикову) посмотреть, как мы можем привязать практически все на сегодняшний день учебные заведения к действующим фабрикам.
С.Щирова: У нас есть мысли, есть расчёты…
М.Мишустин: А вот по финансам, о чём вы сказали, это дело ваше внутреннее. Когда саморегулируемая организация соберётся и критерии будут, вы поймёте, как стимулировать.
Дмитрий Кузнецов (директор ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры»): Михаил Владимирович, коллеги! У меня вопрос от нашей интеллигенции, творцов высокохудожественных произведений, которые имеют высокую ценность и стоимость, которые изготавливаются не один день, не месяц, а бывает, и полгода, и год. И, написав такую работу, зачастую художник не может её достойно реализовать. Раньше были закупки музеями. Художник мог реализовать за хорошие деньги серьёзную работу и потом целый год на эти деньги жить спокойно, семью кормить и создавать новые шедевры.
И у меня возникает вопрос: не вспомнить ли опять закупки на правительственном уровне высокохудожественных произведений?
М.Мишустин: Дмитрий Евгеньевич, на правительственном уровне мы это рассмотрим. Я думаю, если позволят соответствующие средства, мы с удовольствием приобретём какие-то произведения. Но чтобы в целом решить этот вопрос, конечно, нам нужно в том числе и с музеями работать. Ведь раньше музеи закупали лучшие изделия, хранили, передавали. И в фондах музейных, и в хранилищах лучшие произведения до сих пор сохранились только благодаря этим закупкам. Попрошу Татьяну Алексеевну рассмотреть возможности в том числе приобретения музеями.
А по поводу так называемого госзаказа – это немного сложнее вопрос. Всё-таки необходимо рыночно заинтересовать те предприятия, тех людей, которым будет нравиться ваша продукция. И те шаги, которые в том числе Минпромторг делает и Минкульт по популяризации ваших изделий, защите от контрафакта, а также создание системы саморегулируемых организаций и раскрутка портала «Промыслы Российской Федерации» – мне кажется, это может помочь серьёзно. Плюс субсидии, дополнительные средства, которые помогут вам в том числе и с тратами на сырьё, материалы и многие другие вещи, на оплату страховых взносов.
Д.Кузнецов: Ещё и на закупки таких работ, потому что, бывает, у предприятия просто на счету нет денег, чтобы выплатить аванс и оплатить работу.
М.Мишустин: Эти субсидии мы сможем предоставлять авансом, такие поправки уже есть, и всё это возможно.
1000inf.ru
Общество
Художники Холуя в мечтах о госзаказе, художники Палеха в думах о молодежи
Михаил Мишустин поговорил с представителями народных художественных промыслов