Последние
новости
Общество

Как побороть пробки и маятниковую миграцию?

На примере Авдотьина
Автор: Анна Семенова
9 мин
30 мая, 2022
На днях пересеклась с одним знакомым, который живет в Авдотьино. Знаете, есть такие люди, которые сами создали свое небольшое дело, работают по 25 часов в день с одним выходным в неделю, и поэтому не успевают следить за новостями или ковыряться в нормативных документах. Но при этом им не все равно, что происходит вокруг них, – в самом прямом смысле слова «вокруг», то есть в его доме, в его дворе, на дорогах, по которым он ездит каждый день.
фронт - внутрь.JPG
Фото: Анна Семенова
«Вот скажи мне, что получается: Авдотьино с каждым годом разрастается, многоэтажек всё больше, а теперь и частные дома дополнительно строить хотят, - говорил мне этот предприниматель, припомнив апрельскую публикацию на нашем сайте. – Но вот реально: социальная сфера-то где? Строят детские сады, это хорошо, за это спасибо. Но чтобы нормально жить, нужны не только они. В поликлинику ехать в город (да-да, он так и сказал «в город», как бы противопоставляя конкретный район всему остальному «большому» областному центру), спортом заняться – в город, ребенка в приличную школу если устроил, то тоже возишь его туда, и все дополнительные занятия там же. Разве что погулять у нас хорошо – лес рядом, Уводь рядом. Но, боюсь, скоро и поле за окружной (то есть улицей Жидкова – прим.ред.) застроят очередными многоэтажками, еще тысяч 20 сюда жить приедет. И тогда дороги окончательно встанут, а с общественным транспортом у нас сама знаешь что творится. О чем власти-то думают?»
Поле - внутрь.JPG
Фото: Анна Семенова
Вроде и не поспоришь тут ни с чем. Одна из бед Иванова – районы на окраинах разрастаются, при этом мест в школах и детских садах не хватает, несмотря на усилия по их строительству. Про открытие новых поликлиник речь зачастую вообще не идет, причем много лет. Вспомните, сколько жители Суховки, а потом Рождественского ждали хотя бы обещаний по строительству новой поликлиники для обслуживания этих огромных спальных районов? И дождались какой-то конкретики только в прошлом году, когда власти им рассказали, что определились с участком под строительство – но не с самим строительством, кстати.

Про то, что людям для жизни нужны еще спортивные клубы, учреждения дополнительного образования, территории для прогулок и прочее, можно не упоминать: попытки создать что-то из этого списка, конечно, предпринимаются то там, то здесь, но системы в этих попытках не видно. Впрочем, повторю, спасибо и за то, что создается хоть что-то – после долгих лет полного игнора того простого факта, что людям в спальных районах надо не только спать, но еще и жить.

Как один из результатов мы имеем процесс, который урбанисты называют маятниковой миграцией. По утрам огромные массы людей едут из районов на окраинах – на работу, на учебу, в поликлинику, в торговый центр, отвозят детей в детские сады. А вечером те же люди едут обратно. При мягко говоря сомнительного качества общественном транспорте в Иванове неудивительно, что сразу после покупки квартиры в Авдотьино или Рождественском или на Сортировке человек покупает машину – мало найдется мазохистов, желающих ездить в переполненных маршрутках. А поскольку парк личного автотранспорта с каждым годом растет, и по прогнозам, в Иванове к 2025 году на 1000 жителей будет 400 автомобилей, то банальное расширение дорог не решит проблему вечных пробок. Попытка что-то сделать с общественным транспортом – то есть реформировать его таким образом, чтобы он стал удобным для людей настолько, что они будут готовы отказаться от личных автомобилей в пользу автобусов и троллейбусов – пока никаких результатов не дала. А региональные власти в последние месяцы вообще предпочитают делать вид, что никакой транспортной реформы они и не затевали.

В 2019 году (а кажется – что в прошлой жизни) в Иванове побывала группа архитекторов из российского офиса международного агентства MLA+. Тогда его директор, архитектор и урбанист Яна Голубева обращала внимание на маятниковую миграцию как на слабое место города. По ее словам, создание рабочих мест и точек притяжения не в центре, а на окраинах поможет решить массу проблем, в том числе дорожных. Если с утра в другие районы поедут не 30 тысяч человек, а только 10 тысяч, возможно, исчезнет необходимость строительства или расширения дороги.

И вот тут имеет смысл вернуться к ситуации в Авдотьино. Да, этот район – один из самых активно застраиваемых в последние годы. Да, пробки на Революционной – обычное дело, а альтернативные пути через объездную дорогу или через улицу Пограничника Рыжикова с выходом на Минскую или Фрунзе не особенно востребованы. Да, один детский сад в «Самоцветах» не решает проблемы, а школа №14 переполнена. Да…

Тем не менее, если просто забить в поисковик слово «Авдотьино», то окажется, что за последние два-три месяца было немало сообщений о развитии той самой социальной инфраструктуры. В этом году будут ремонтировать дороги, в том числе улицу Апрельскую. В ближайшее время ожидается открытие нового спорткомплекса «X-Fit» на 2-й Уводстроевской улице (это к вопросу о спортивной инфраструктуре, на нехватку которой жаловался мой собеседник). В ходе своего отчета о работе в 2021 году мэр областного центра Владимир Шарыпов заявил, что город приступил к разработке проектно-сметной документации на школу на 1200 мест в Авдотьино. И если все эти проекты будут реализованы, то какая-то часть извечных авдотьинских проблем снимется.

Что же касается упомянутого «поля», за улицей Жидкова и практически до леса, то да – его планируют застроить. Но не коробками в 9-12 этажей, как рассказывают в «страшных историях» жители Авдотьина. На сайте мэрии есть проект планировки этой территории, где можно увидеть, что максимальная этажность домов на этом участке – 4-6 этажей.

С3.jpg

И, кстати, именно здесь будет построена та самая школа на 1200 мест, о которой упоминал Владимир Шарыпов. Рядом с ней планируется стадион, и вся эта красота займет 3 гектара, так что и школьникам, и любителям спорта будет где развернуться.

Если внимательно присмотреться к проекту планировки, то можно обнаружить, что в новом квартале в Авдотьино планируется построить и два детских сада, и физкультурно-оздоровительный комплекс, и – что больше всего должно порадовать жителей района – поликлинику. Плюс зеленая зона, обозначенная в проекте как сквер – тоже немаленькой площади. Плюс благоустройство прибрежной зоны Уводи.

С2.jpg

Застройщиком этой территории будет ГП «Квартал» - по крайней мере, именно эта компания разрабатывала проект планировки и ей принадлежит земельный участок (за исключением 3 га под школу и стадион, которые уже переданы в собственность города). Как рассказал один из учредителей ГП «Квартал» Владимир Медведников, у жилого комплекса, который планируется построить на поле, уже есть название – «Сады сирени».

«В этом квартале мы посчитали более целесообразной среднеэтажную и малоэтажную застройку, причем каскадную, то есть высотность домов плавно понижается по мере приближения к реке и лесу, - поясняет Владимир Медведников. – Шестиэтажные дома мы планируем расположить вдоль улицы лейтенанта Жидкова, там на первых этажах будут помещения общественного назначения. Вдоль границы коллективных садов на северной части квартала будет располагаться застройка двухэтажными блокированными домами с участком от 3 соток и гаражом. В западной части микрорайона располагаются односекционные 6-этажные жилые дома, образующие отдельную группу жилой застройки. В юго-западной части расположены многосекционные дома каскадной застройки, по естественному рельефу».

Система озеленения предусматривает формирование большой рекреационной зоны между школой и физкультурно-оздоровительным комплексом. Также у каждой жилой группы формируется свое дворовое пространство с расположением детских игровых и других площадок. На территории школы располагается открытая спортивная площадка для спортивных игр, которая может использоваться всеми жителями микрорайона. В системе кварталов с блокированной застройкой с индивидуальными участками предусматриваются рекреационные общественные пространства в виде карманных парков. На территории микрорайона планируется организация сети велосипедных дорожек, а также оборудование места для выгула собак.

По словам руководства ГП «Квартал», несмотря на все нынешние сложности, от проекта «Сады сирени» никто не собирается отказываться. Примерные сроки начала строительства – 2024 год.

Стоит вспомнить еще более крупный проект, который планируется реализовать в северной части города – это строительство предприятий в особой экономической зоне в районе улицы Фрунзе. Добраться туда из Авдотьино можно довольно быстро благодаря построенной не так давно улице Пограничника Рыжикова. Так что можно предположить, что потенциальные сотрудники этих предприятий вполне могут в конце концов перебраться в Авдотьино, поближе к месту работы. К этому времени здесь уже будет и школа, и поликлиника, и разные варианты жилья – от частных домов до разного типа квартир в многоэтажках.

Интересно будет посмотреть лет через 5, насколько эффективно подобные градостроительные решения могут влиять на уровень комфорта жизни города в целом и на дорожную ситуацию, в частности. Не исключено, что подобная практика может оказаться полезной и для других районов областного центра.
03 января 2025
Все новости