Уверен, очень малое количество людей задумываются о дизайне, кроме тех моментов, когда надо сделать приличный ремонт в квартире или офисе. А зря, ведь дизайн - это неотъемлемая часть жизни, он окружает нас ежесекундно – мебель, посуда, одежда, автомобили, телефоны, упаковка всего и вся, фирменные знаки… И как в любой профессии, среди дизайнеров есть яркие личности, мастера своего дела, а есть серости и халтурщики.
5 мая в областном художественном музее открылась выставка рекламного дизайнера Николая Дроздова, на которую обязательно надо сходить – и если вы ничего не понимаете в графическом дизайне, и особенно если разбираетесь в нём.
На излёте советских времён Николай окончил художественное училище. Это было время, когда не было компьютеров и, чтобы стать успешным в профессии, необходимо было уметь рисовать руками – да не будет это укором молодому поколению. Потом работа дизайнером, которая привела Николая в «А-Гриф» и «Частник», – это время он считает самой важной вехой на профессиональном пути, именно там он окунулся в рекламу и маркетинг. А потом создал собственную рекламную студию «Дроздов Дизайн», параллельно открыв представительство типографии «Линия График Кострома», которое существует уже более 20 лет.
К сегодняшнему дню Николай стал в Иванове, на мой взгляд, одним из лучших в профессии, создав сотни работ – фирменных знаков, календарей, упаковок, рекламных макетов. Он широко известен в узких кругах ивановского бизнеса, особенно текстильного, с которым работает. Я не раз сталкивался с несколько пренебрежительным отношением к художникам-дизайнерам – типа, они не творцы, создают работы не по вдохновению, а по заказу и, значит, их талант не дар божий, а ремесло. Именно для того, чтобы расстаться с этим предубеждением и стоит сходить на выставку в художественный музей: работы Дроздова - это высочайший класс и полёт.
Что на выставке стало для меня самым удивительным – а я искушён в графическом дизайне – Николай как-то очень быстро нашёл свой изобразительный язык и, глядя на фирменные знаки его работы, невозможно понять, когда они сделаны: в конце девяностых или сейчас. Они все очень актуальны, но при этом очень разные. Дроздов далёк от того, чтобы использовать какой-то единый визуальный приём, никогда не повторяется. И это относится не только к фирменным стилям, но и к проектам упаковки постельного белья. Казалось бы, тут-то нас, ивановцев, чем можно удивить? Ан нет – эти коробочки и вкладыши смотрятся на выставочных стендах произведениями искусства.
Фотографии стендов не передают магии работ – идите в музей и смотрите, что такое настоящий графический дизайн. Не в Нью-Йорке, не в Москве, а здесь, у нас.
И есть ещё один момент, который я «поймал» на выставке Николая Дроздова в Ивановском художественном музее. Разглядывая все эти упаковки для постельного белья и товарные знаки ивановских предприятий, я буквально попал в машину времени. Смотришь на значок финансовой компании «Троя», созданный в далёком 1996 году, и вспоминаешь – это был один из первых в городе офисов с евроремонтом на улице Степанова, рекламные макеты выходили на первой полосе «Рабочего края», который тогда ещё был ежедневным. И так не только с «Троей», знаковых местных брендов на выставке много – и «живых», и уже несуществующих. Оказывается, их автор Николай, а я никогда и не задумывался об этом.
Николай назвал экспозицию «Как рождаются бренды», и я ожидал увидеть в зале какую-то профессиональную дизайнерскую кухню. Но нет – там только крепкий дизайн высочайшего уровня, настоящее искусство. Сначала, первым взглядом, увидел лица брендов, а присмотревшись понял их душу – как минимум, мне так показалось. Это было увлекательно и круто – завидую тем, кого эти открытия на выставке только ещё ждут.
Но всё-таки дизайн не искусство для искусства, и у каждого товарного знака или упаковки, созданных Николаем Дроздовым, есть заказчик, для которого сделана эта работа. На открытии выставки очень тепло выступил стоматолог Андрей Стволыгин, сам давно ставший в Иванове брендом. Он рассказал, что знаком с дизайнером Дроздовым больше двадцати лет, всё это время обращается к нему, не переставая удивляться тому, что и как у Николая получается. Что за это время их отношения переросли чисто профессиональные и стали очень личными, теперь они семьями сидят за праздничным столом – конечно, это уже другая история, не про дизайн, но очень показательная.
А после вернисажа я позвонил двум заказчикам Николая, которые, в том числе, выступили партнёрами экспозиции, и спросил их – почему работают именно с Дроздовым, а не с кем-то другим. Интересно и то, что первый из собеседников старше Николая, а второй намного моложе, но говорят они практически одно и то же.
Сергей Лапин, директор мебельного производства Lores, город Родники:
- Мы с Николаем работаем давно – я уже даже и не помню, когда начали сотрудничать. Его нашла моя старшая дочь, заведовавшая пиаром. Чем мне нравится работать с Николаем – он человек въедливый. Ставишь ему задачу, он сначала задаст тебе сто вопросов, буквально запытает тебя. Зато потом всё очень хорошо сделает – пришлёт несколько вариантов, мы вместе выберем лучший и уже его дорабатываем. Он очень много нам всего сделал: в том числе и на четыре выставки в Москву мне стенды делал, и последние семь буклетов. Самое главное - он понимает, что хочет заказчик, и всегда бьёт в точку.
Ещё у Николая бешеная работоспособность – если взялся за что-то, то делает и быстро, и очень качественно. И идеи креативные из него прямо прут, и с текстами помогает.
Очень приятно с ним работать – наверное, ещё и потому, что мы с ним оба трудоголики.
Иван Петров, генеральный директор ООО «Протекс»:
- Сотрудничество с Николаем и его студией «Дроздов Дизайн» стало знаковым для меня и моей компании. Именно он более двенадцати лет назад разработал нам торговую марку «Павлина». Наши комплекты белья под этим брендом тогда вышли в абсолютно уникальной упаковке – Николай не просто нарисовал логотип, мы с ним прошли весь путь создания продукта от бренда до конструктивного решения коробок.
Те проекты, которые он делает, вообще очень жизнеспособны – и это показатель качества. Образы изменяются и эволюционируют, но та энергия, которую он вкладывает в каждое произведение – а это ведь коммерческие произведения – живёт долго и соответствует рынку.
Многие дизайнеры считают, что работа на коммерческой основе - это не совсем искусство, но Николай своим творчеством доказывает прямо противоположное, и выставка в художественном музее – яркое тому доказательство. Плюс его работы приносят заказчикам ощутимую выручку, в этом я абсолютно уверен.
И ещё уверен, что Николай Дроздов внёс огромный вклад в создание идентичности нашего текстильного края. Он работает для многих текстильщиков и, что удивительно, никогда не повторяется. То, что Николай делает для нас, никогда не проявляется в работах для наших конкурентов, никаких повторов и референсов – а соблазн так работать велик, и многие его коллеги именно так и поступают.
Мы с Николаем сотрудничали не единожды, и что нравится – приходишь к нему с мыслями, а он не спорит, говорит «да». И реализует твою идею, но всегда предлагает варианты и своё видение продукта. И, как правило, я как заказчик с ним соглашаюсь, принимаю его идеи. Отдельно хочу сказать, что Николай заостряет внимание на патентном поиске – ни разу не было проблем или пересечений по интеллектуальному праву у предложенных им наименований или стилей.
Казалось бы, что такое упаковка или торговая марка? А это неотъемлемая часть текстильного ивановского ландшафта. Говорят, что нет это ландшафта сегодня, но я уверен в обратном. И Николай Дроздов – важное звено ивановской текстильной экосистемы.
Интервью
Кто создаёт бренды
В Ивановской области – Николай Дроздов
Автор: Алексей Машкевич
8 мин
13 мая, 2022