Тут давеча занесло меня на страничку правительства Ивановской области в ВК. Как известно, самое интересное и информативное на таких официозных аккаунтах – это комментарии. Так сказать, vox populi (термина «глубинный» дремучие римляне, видимо, не знали, «profundus» не отражает всех оттенков сурковского изобретения).
И вот под новостью о том, что 10 городов региона улучшили свои позиции в рейтинге комфортных городов России в 2021 году, вижу дивный пассаж от пользователя Елены Волковой: «Про Пучеж не забывайте! Хоть у нас и нет исторических достопримечательностей, но город красивый. Если по больше денежек вкладывать, от туристов отбоя не будет. Потенциал очень большой». (Орфография и пунктуация оригинала сохранены).
Вряд ли стоит смеяться над наивностью немолодой женщины, которая явно очень любит свою малую родину. Другое дело, что эта реплика ярко демонстрирует уровень понимания, что такое «развитие туризма». Это «денежек побольше вкладывать». Причем такое понимание, похоже, характерно не только для жителей небольших городов, которые считают свои родные места незаслуженно забытыми властями, но и для самих властей. Символом этого понимания являются печально знаменитые кинешемские скамейки по миллиону рублей за штуку, которые вопреки всем уверениям заказчиков и подрядчиков, а также нанесенной в прошлом году краске постепенно растрескиваются.
Уважаемая Елена Волкова (извините, не знаю вашего отчества), а почему для вас и для многих других главным стимулом развития туризма является объем средств, вложенных в типа благоустройство по типовым проектам а-ля КБ «Стрелка»? Да, для чиновников это очень выгодно – деньги осваиваются, отчеты пишутся, население довольно. Вот только для того, чтобы, по вашему выражению, от туристов отбоя не было, этого недостаточно. Турист нынче избалованный пошел, особенно тот, у которого есть деньги. По крайней мере, так говорят немногочисленные турагентства, которые пытаются затащить москвичей в наши палестины. Туристу нужно, чтобы было интересно и с удобствами. Ему нужно понимать, зачем он три часа ехал из Иванова в чудесный город Пучеж (из Москвы это все 6 часов)? Полюбоваться волжскими красотами и какими-нибудь деревянными качелями на выложенной плиткой площади? Так, для справки, деревяшки с плитками и деревцами в кадках ныне натыканы в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда» абсолютно везде, и везде они примерно одинаковые – ну отсутствует фантазия у «стрелочных» дизайнеров, да и поставщики, видимо, одни и те же.
Кто бы что ни говорил про то, что, мол, теперь туристы со своими деньгами не по заграницам расползаться будут, а от безысходности к нам приедут и денежки свои оставят, вряд ли стоит такого ждать. По крайней мере, в массовом порядке. Потому что запросы у российских туристов намного выше, чем у тех, кто ездил на автобусные экскурсии по «Золотому кольцу» в 80-х годах.
Турист нынче хочет есть, и не в забегаловке с типичным меню советского общепита, а в чем-то более культурном, а лучше – с местным колоритом, но не по московским ценам (ага, это камень в огород кафешки в палехском Арт-центре, где мало того что цены как в топовых ресторанах в Иванове, так еще и простейший заказ надо ждать от часа). И еще чего-нибудь познавательного, вроде экскурсий, но не в замшелый краеведческий музей с экспозицией, отметившей 50-летие, а куда-нибудь, скажем, на сыродельный завод или строчевышивальную фабрику – если мы говорим о Пучеже. И чтобы переночевать можно было в приличных условиях и опять же не за бешеные деньги.
В общем, сложно всё. Нужны местные предприниматели, которые будут делать все эти гостиницы и кафе, нужны местные предприятия, готовые пускать экскурсии и держать фирменную торговую точку для туристов, нужны турагенты, которые смогут организовать приезд туристов, да так, чтобы им всем хватило мест и в трех местных кафе, и в двух местных гостевых домах. А еще нужен пиар на разных уровнях и прочее, и прочее. Для начала надо объяснить непонятливому туристу, почему ему надо ехать именно в Пучеж (Лух, Юрьевец, Верхний Ландех, нужное подчеркнуть), а не в какой-нибудь другой из сотен небольших городков и поселков центральной России. Так что псевдоглянцевое благоустройство ста квадратных метров за бешеные миллионы тут даже не в первой десятке насущных надобностей.
Вот перечисляю я тут все эти банальности, и даже обидно становится – за Пучеж. Во-первых, потому что денег на благоустройство этого города уже давали – пляж сделали с деревянными скамейками, кусочек набережной, очень мило. Так что жаловаться вроде грех. А во-вторых, потому что у этого города есть конкретная фишка и конкретная целевая аудитория – рыбаки. Помню, как году эдак в 2004-м, будучи редактором тогда вполне живого и популярного новостного сайта «Частник», я очень удивлялась сообщениям ГУ МЧС о том, что в Пучежском районе в очередной раз на льдине унесло рыбаков – в количестве около 900 человек. Девятьсот!!! Ну да, объясняли мне мчсники, туда же съезжаются порыбачить толпы народа, это суперпопулярное место, конкурировать с которым у нас может только Юрьевец.
Фото: официальный сайт правительства Ивановской области
И вот, прошло почти 20 лет, в Пучежский район даже природный газ провели – а где пиар рыбацкого туризма? Где все эти глэмпинги, кемпинги, прокат лодок и прочее (я не рыбак, так что явно упускаю какие-то специфические моменты, важные для тех, кто увлекается рыбалкой, уж извините)? На сайте Центра развития туризма Ивановской области – ресурсе, который был создан для того чтобы продвигать внутренний туризм в регионе – рыбалка в Пучеже упоминается только вскользь.
Впрочем, бог с ней, с рыбалкой. Основная проблема, похоже, все-таки в установке на то, что все проблемы решат большие деньги из бюджета. Жаль, что люди по-прежнему в это верят. И эта вера дает возможность чиновникам и околочиновничьей братии из всяких АНО осваивать десятки миллионов – люди же просят! – безо всякой оглядки на эффективность использования этих бюджетных средств. Вы заметили, что никаких особых отчетов об эффективности турпроектов не публикуются в открытом доступе? Количество туристов на «Русском Рождестве» в Шуе, конечно, впечатляет – но эффективность – это не количество людей, это деньги, которые они оставили в регионе. И вот, кстати, забавный пример: в новогодние каникулы ко мне приезжали друзья из Подмосковья. Приезжали на «Русское Рождество», но больше всего денег оставили не в Шуе, а в Иванове – в частности, на «ТекстильПрофи».
С другой стороны, если под соусом развития туризма в райцентрах области начнут хотя бы что-то приводить в порядок – это уже хлеб. А то пока фотками из, например, Юрьевца и историями в комментариях под этими фотками можно только людей пугать.
Фото: Подслушано Юрьевец
Общество
Про бюджетные деньги и пучежский туризм
Немного банальностей про благоустройство