Последние
новости
Общество

Александр Морозов. Главная тема

Выставка в областном художественном музее к 120-летию народного художника России
9 мин
07 апреля, 2022
Александр Иванович.jpg

Обычно, когда речь идет о тексте, под главной темой подразумевается основное утверждение, которое автор доказывает на протяжении всего произведения. Если посмотреть на человеческую жизнь в целом или на любой вид творчества как на текст, в них обязательно можно определить главную тему.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что главной темой жизни Александра Ивановича Морозова было творчество. Причем, это понятие включает в себя не только его профессиональную деятельность. Здесь стоит оговориться, сам Александр Иванович называл то, что он делает как художник, работой, «тяжким трудом». Вне профессиональной сферы он был артистом – музыкантом, танцовщиком, пародистом и просто человеком, игравшим разные роли в общении с другими людьми.

А основная тема профессионального творчества – его персональный мир, им созданный или им освоенный. Мир, в котором он чувствовал себя «дома», о котором говорил: «Это мое». Это «мир на расстоянии вытянутой руки», комфортная для художника среда каждодневного обитания.

Отталкиваясь от представления о жанровых предпочтениях мастера (а он в основном был пейзажистом), можно свести разговор о «морозовском» мире к набору основных сюжетов его работ, который, кстати, не потрясает разнообразием. Достойно восхищения другое – способность художника находить новизну, рождающую впечатление и заставляющую мастера взяться за кисть, в пейзаже, который «в двух шагах от тебя».

1.jpg

Все это легло в основу построения экспозиции юбилейной выставки мастера в Ивановском областном художественном музее. Выставочное пространство, вместившие в себя почти пятьдесят живописных и графических работ Александра Морозова, исполненных в 1940-90-е годы, условно можно определить, как «круги мира» художника, или части основной темы его творчества.

Круг первый

Его комната с привычными, только ему принадлежащими вещами, цветами, животными. Домашняя обстановка, становившаяся не раз сюжетом его картин – интерьеров, проста и непритязательна. Старые, очень часто кем-то отданные, предметы мебели – каждый со своей историей жизни. Цветы, вырастающие по воле хозяина до размеров деревьев. Букеты в банках, поставленных на подоконник так, что солнце заглядывает в комнату сквозь них. Цветочные натюрморты – особая тема. Один букет Морозов мог писать в течение нескольких дней, каждый день – новая картина или рисунок. Так возникала история увядания цветов. И почти всегда в интерьерную композицию попадало окно, закрытое или распахнутое; окно, как выход в мир других людей.

2.jpg 

Круг второй

Верхняя Масловка, где в конце 1920-х годов по решению советского правительства начал строиться городок художников, и ее окрестности, такие уютные, несуетные, так напоминающие окраины провинциальных городов, в том числе и родного Иваново-Вознесенска времен детства и юности. Масловка с ее близостью к Петровскому парку, лесу и плантациям Тимирязевской академии, стадиону «Динамо», долгие годы обеспечивала Александра Ивановича (и не только его) и сюжетами, и настроением. Несколько десятилетий он жил на Петровско-Разумовской аллее в двухэтажном старом доме. Под окнами своей комнаты Морозов сажал деревья, кусты, цветы, сюда к нему приходили «обедать» бездомные кошки, прилетали птицы. Он называл этот участок земли своим садом, и бесконечно рисовал и писал его. Когда старой Верхней Масловки не стало – ее застроили многоэтажными домами, пустили трамвай – Морозов приходил в свою мастерскую (Верхняя Масловка, дом 1) и из ее окон писал трамвайное кольцо, новые дома в разное время года, в любую погоду. Этот московский район до конца дней художника оставался «его Масловкой».

Круг третий

Москва-столица с ее проспектами, высотками, речными портами и железной дорогой. Но и эти сюжеты Морозов «приспосабливает» под себя: он освобождает столицу и индустриальные объекты от людской суеты, оставляя только дома, рельсы, подъемные краны в соседстве с живым небом и плывущими по нему облаками. Если люди и присутствуют в этих сюжетах, то чаще всего туманными силуэтами, пятнами, расплывчатыми очертаниями. Морозов предпочитал даже с мегаполисом оставаться один на один. Многие его графические работы, такие, например, как из серии «Московские высотки», нарисованы с фотографической точностью. Это легко объясняется тем, что рисовались они как раз с черно-белых фотографий. Не мог Морозов сидеть в центре города и не обращать внимания на снующих вокруг людей, когда он работал, ему необходимо было одиночество. Только он и работа. Поэтому и парадная архитектура столицы, и индустриальные объекты были введены им в список его «личных» тем и сюжетов.

3.jpg 

Круг четвертый

Перхурово, Нахабино, Желябино – подмосковные деревни; леса, лесные речки и озера, где, говоря словами Александра Ивановича, можно работать так, «чтобы быть никем не растревоженному», где «птички поют, и никого…». Морозов не был художником, ездившим по стране в поисках подходящей натуры; все, что было ему понятным и для него красивым, находилось рядом. Иногда даже он позволял себе писать подмосковные пейзажи, не выезжая за пределы столицы – он их «домысливал». Мог написать вместо асфальтированной дорожки, мокрой после дождя, реку. Для него это было, как он утверждал, «все равно с натуры, а не то, что от себя».

4.jpg

Миром Морозова правило его настроение, которое во многом диктовалось жизнью и, в результате, тоже становилось составной часть главной темы. Он говорил: «Как жил, так и писал». И если в 1930-е годы жил голодно, бездомно и не имея никакой уверенности в завтрашнем дне, то это и выплескивалось на холст тяжелым облачным небом, непрестанным ветром, сгибающим голые ветви продрогших деревьев, написанными в темном колорите.

В послевоенные годы, особенно в 1950 - 70-е, когда приходит определенная известность, становится регулярным и заметным участие в выставках, появляются ценители творчества и просто близкие по духу люди, меняется и эмоциональный строй работ. При том, что круг сюжетов в целом остается прежним, меняется их подача. Становится светлее колорит, появляются солнечные работы, картины – ноктюрны, в которых Морозов экспериментирует с приемами передачи света от разных источников. Меняется и техника исполнения картин: все чаще художник обращается к графике, работая акварелью, гуашью, пастелью. Даже когда он пишет маслом, в качестве основы работы выступает бумага или картон.

При всем этом, стиль Морозова остается неизменным. Его живопись и графика по-прежнему темпераментны, сильны, исполнены уверенной рукой и наполнены его энергией. Он, как и раньше, не отстраненный, добродушный наблюдатель и умелый подражатель природе, он – хозяин и центр каждого сюжета. Как всегда, в течение всей жизни, очень желая понимания и признания, он не стремится понравиться зрителю «картинками, приятными для глаз», а допускает его в свой мир, надеясь найти единомышленников.

На протяжении всей своей долгой творческой жизни Александр Морозов сохранял удивительную внутреннюю свободу, позволявшую ему, даже находясь в рамках подцензурного искусства, обходить так называемый социальный заказ, следовать своей главной теме. Морозов всегда писал то, что хотел и так, как хотел, говоря: «Я так решил, так и будет».

Ирина Чупарина, куратор выставки «Александр Морозов. Главная тема»

5.jpg

Александр Иванович Морозов (1902 – 1997)

Биографическая справка

Родился 15 марта 1902 года в многодетной крестьянской семье, проживавшей в деревне Вотола недалеко от Иваново-Вознесенска.

Около 1909 года семья переехала в город, где Александр окончил 4 класса земской школы, а также получил начальное художественное образование. С 1915 по 1918 год он обучался в Иваново - Вознесенской рисовальной школе, бывшей филиалом Центрального училища технического рисования барона Штиглица. После революции 1917 года продолжил занятия в иваново-вознесенских Свободных государственных художественно - промышленных мастерских.

В 1922 году по комсомольской путевке Александр уехал в Москву, где учился на Едином художественном рабочем факультете и на живописном факультете ВХУТЕИНА. В 1930 году окончил институт и получил диплом художника станковой живописи.

Жил и работал Александр Иванович в Москве, создав огромное количество живописных и графических произведений в жанре пейзажа, часто объединенных в серии. Среди основных: «Искания», «Волжская», «Подмосковные пейзажи», «Москва», «Порт пяти морей», «Канал имени Москвы», «Железнодорожные пути».

В 1979 году за серию пейзажей «Родные мотивы» художник стал лауреатом Государственной премии им. И.Е. Репина.

В 1992 году, в год своего 90-летия, получил звание народного художника России.

Работы А.И. Морозова входят в состав собраний Третьяковской галереи, Государственного Русском музея, а также художественных музеев тридцати городов России и зарубежья.

Более полутора тысяч работ были подарены мастером Ивановскому областному художественному музею. Часть этих произведений, личные вещи, материалы архива А.И. Морозова легли в основу музея художника, открытого в Иванове 19 сентября 2001 года.

Умер А.И. Морозов 27 апреля 1997 года. Похоронен в Иванове.
26 апреля 2024
Все новости