Последние
новости
Общество

«Начало» длиной в 50 лет

В ивановском художественном музее открылась уникальная выставка
Автор: Алексей Машкевич
13 мин
24 сентября, 2021
Пятьдесят лет назад мама привела меня в художественную студию при Ивановском областном художественном музее и это, наверное, стало одним из главных событий в моей жизни. Пусть я не стал художником, но хождение по воскресениям в музей, где мы сидели за мольбертом рядом с великими картинами, у настоящей египетской мумии – это сделало меня немножко другим, не таким, как большинство. Я научился видеть и понимать мир искусства, увидел гармонию и постарался сделать её частью своей жизни. Я ждал занятий, бежал туда, не хотел уходить – маме каждый раз приходилось придумывать, чем меня «соблазнить», чтобы увести из музея.

Я безумно благодарен людям, создавшим в нашем музее художественную студию, которую позже назвали «Начало». Очень правильное название – для сотен детей она стала началом пути в мир изобразительного искусства. Сюда ходили трое моих детей – как и я, они не связали жизнь с искусством, но студию вспоминают тепло.

Поэтому, когда меня пригласили на открытие выставки, посвящённой 50-летию студии, пошёл с удовольствием. Окунулся в воспоминания, поймал кучу позитива, увиделся с любимыми людьми, нашёл среди выставленных работ рисунок сына Даниила.

внутрь.jpg

Обязательно сходите на выставку работ учащихся детской студии «Начало» в Ивановском областном художественном музее – и сами, и детей сводите. Искренне уверен, что «Начало» – один из составляющих бренда города. Это проект из тех, что делают жизнь в Иванове непровинциальной. Студия даёт и детям, и взрослым ощущение красоты нашего мира, учит видеть и понимать искусство и в музейных залах, и в повседневной жизни.

На открытии было сказано много добрых тёплых слов, процитирую двоих выступавших.

2.jpg 

Людмила Воловенская, директор Ивановского областного художественного музея

В России до семидесятых годов в музеях не было подобных студий, их создали одновременно по всей стране решением Министерства культуры. В советские времена была очень мудрая система сетевого открытия художественных музеев, а при них открывались детские рисовальные студии. И в Русском, и в Пушкинском музеях ведётся работа с детьми, но мы выбрали свой, может быть медленный, но очень точный путь, который базируется на классическом обучении искусству. Я думаю, именно в этом успех студии «Начало».

На протяжение последних пятидесяти лет эти студии в стране претерпевали изменения, трансформации, какие-то исчезли, кто-то остался, выжил. Но только ивановская студия, единственная, получила такое мощное развитие, ее по количеству учащихся уже можно назвать детской художественной школой. В иные сезоны доходило до двухсот учеников в студии, но никогда не ходило менее ста, даже в самые тяжёлые перестроечные годы.

Подобных студий сегодня нет ни в Ярославле, ни в Костроме, ни в других соседних городах, хотя все начинали в одно время и с одинаковых стартовых позиций. Хочу сказать, что художественный музей никогда не ставил целью работы студии зарабатывание средств. Речь всегда шла только о самоокупаемости, чтобы была возможность платить зарплату педагогам.

3.jpg

Студия «Начало» – это не просто благое дело, а необходимость. Не просто атрибут музея, а сущностная система, позволяющая воспитать детей – и как будущих посетителей музея, и как будущих художников или архитекторов. Студия не делает из ребенка художника – опыт пятидесяти лет доказал это. После студии становятся и архитекторами, и инженерами, и врачами. Но главное, что прививает музей – это вкус, ни одна студия вне музея не сопоставима с нашей. Нашу студию отличает вкус и чувство стиля, необходимые в любой работе – инженера, врача, педагога. Без стиля нет человека и специалиста. И эта музейная прививка, она удивительная, она на всю жизнь.

Я помню, как открывалась студия, как все мучились и не знали, где найти помещение. Как дети сначала занимались в экспозиции музея, где мольберты стояли прямо в экспозиции. И педагог тогда был всего один, Зинаида Ивановна Скудалова, светлая ей память, она заложила те основы, которые мы и сегодня сохраняем, и развиваем.

4.jpg
Зинаида Ивановна Скудалова

Были разные периоды – музей ремонтировался и был недоступен для посетителей, ещё что-то – но студия никогда не прекращала работу. Бывало и так, что дети занимались в кабинетах музейных сотрудников, рисовали у меня, в директорском кабинете.

Очень важно, что дети посещают все музейные выставки. В студии работает педагог Елена Владимировна, бывший музейный сотрудник, она специализируется как раз на детских экскурсиях, и может понятно подать ребятам любой материал, рассказать простым языком самые сложные вещи. Это достаточно редкая методология.

В студии проходят ежемесячные выставки-отчёты, где и дети, и родители видят результат. Ребенок месяц работает над рисунком, а потом видит себя экспонируемым на выставке – и это его окрыляет. Очень много таких методических моментов, которые обеспечивают успех студии.

Я вижу, как меняются ученики. Если 30 лет назад дети иногда забегали ко мне в директорский кабинет, вставали на пороге, но не проходили вглубь. Я им: «Проходите». А в ответ: «Что-то мы робеем». То современные студийцы чувствуют себя хозяевами в пространстве музея, у них нет той робости, они понимают, что это их помещение. Они музейные дети.

5.jpg

Автор моего любимого рисунка «Сугроб» Миша Горожанин когда-то учился в нашей студии, а теперь живет в Москве. В соцсетях увидел знакомое имя Ксении Кротовой, которая когда-то преподавала здесь, а сегодня тоже живёт и работает в столице, разыскал, и водит к ней своего ребенка. А здесь, в Иванове, первые ученики уже приводят внуков в студию. А бывшие студийцы становятся педагогами нашей студии, а кто-то в Америке по нашей методике открыл свою собственную студию, тоже очень успешную.

В последние два года пандемии мы испытали стресс, поскольку были прекращены занятия на три месяца, испугались, что студия распадется, потому что она на самоокупаемости. Но мы приложили героические усилия, чтобы сохранить и педагогов, и студию. Надеюсь, больше таких локдаунов не будет и студия спокойно продолжит работать.

Ещё считаю своей огромной заслугой приглашение в качестве руководителя студии Ольгу Алексеевну Кротову – именно она поставила процесс на жесткие рельсы, нашла педагогов. У нас очень жесткий набор педагогов в студию, и это действительно коллектив единомышленников.

птичка.jpg

Ольга Кротова, руководитель детской художественной студии «Начало»

Мы рисуем в музее, и именно в этом уникальность студии «Начало», которая вот уже 50 лет существует в Ивановском областном художественном музее. В далёком 1970-м подобные студии открылись во многих музеях, но сохранились не все. Наш музей сохранил студию несмотря на все невзгоды. Почти сразу после открытия студии музей начинает ремонт и закрывается на 20 лет, а студийцы 5 лет занимаются в арендованном помещении детской художественной школы. Потом 15 лет в отремонтированный части музея в кабинете директора. И только в 1991 году, по окончании ремонта музея, студия получила своё помещение.

Но тут пришли девяностые годы, а с ними риск потерять студию, так как многим родителям не платят зарплату, a занятия платные. Но родители приводили к нам детей и даже выстраивались в очередь на запись, и студия выжила и сохранила свои группы. А в 1996 году, когда у нас появился свой детский выставочный зал, количество групп увеличилась до восемнадцати.

С открытием детского выставочного зала у студии начался новый этап развития. Мы стали выставлять результаты своей работы каждый месяц. На каждой выставке участвовал каждый ребёнок. Это восемь «обязательных» выставок в год, плюс могли быть и выставки «гости».

6.jpg

Выставки – это не только личный выставочный опыт каждого судийца, но и непрямое обучение. Дети видят работы друг друга и тех ребят, что учатся в параллельных группах, а у нас может быть от 3 до 5 групп. Так что дети получают большой опыт насмотренности, что очень полезно при занятиях рисованием. В этот период у нас было так же много внемузейных студийных выставок в библиотеках, выставочных залах, театрах города Иваново, а также в других городах и странах. Участвовали мы в различных конкурсах и фестивалях детского творчества, получали призы, дипломы и другие награды.

В это же время мы активно формируем выставочный фонд студии. Часть работ, выполненных детьми, остаётся в этом фонде. В результате за последние 30 лет мы собрали несколько тысяч детских работ. Часть из них представлена на юбилейной выставке, и наши бывшие ученики приводят своих детей смотреть на работы, которые они сделали в нашей студии в детстве.

У нашей выставочной работы ещё одна особенность. Мы не просто показываем очередную выставку, а делаем театрализованное открытие, это стало традицией. Есть давние друзья – участники открытий. Это прежде всего театр книги «Карнаватка» библиотеки имени Горького, детский ансамбль инструментов «Радоница», детский театр моды «Алиса», детский кукольный театр «Золотой ключик». Их выступления пользуются успехом, а дети знают, что открытие выставки – это наш общий праздник. Приходят с родителями, бабушками, с младшими сёстрами и братьями – настоящее открытие как у настоящих художников.

7.jpg

А настоящие, а то и великие художники находятся рядом, в экспозиции музея, что является особенностью обучения в студии. Дети всегда могут подняться с учителем в залы музея и встретиться с подлинниками.

И, конечно, у нас обязательные уроки экскурсии со своим студийным экскурсоводом и педагогом Еленой Владимировной Воробьёвой. Именно она проводит уникальные экскурсии, адаптированные к возрасту наших учеников (от 4 до 9 лет). Дети посещают не только постоянные экспозиции, но и все выставочные проекты музея. Таким образом дети знакомятся и с современным искусством.

Талантом перевода профессионального и взрослого языка на доступный детскому восприятию и пониманию язык обладают все педагоги, успешно работающие с детьми. Причём в нашем случае надо сохранить и профессиональную чистоту материала. Это особое качество педагога «от природы», и оно совершенствуется годами опыта. Надо вживаться в возраст ребёнка, чувствовать его. Этим свойством обладают наши педагоги. Пора их представить.

Елена Владимировна Воробьёва, педагог и экскурсовод, более 30 лет работает в музее, более 20 лет в студии.

Анна Владимировна Чемлекчиева, педагог, более 20 лет в студии.

Вера Владимировна Смирнова, более 20 лет в студии.

Мария Владимировна Кротова, 10 лет в студии.

Анастасия Юрьевна Бурдакова, наш дебютант, работает в студии третий год, заочно учится в педагогическом ВУЗе.

У всех преподавателей художественное образование, высшее образование.

Я, Кротова Ольга Алексеевна, заведующая студией, 47 лет педагогического стажа и 26 лет работаю в студии.

Удивительное дело – все педагоги, кроме Елены Воробьёвой, дети художников или в их семье есть художники. У Анны Владимировны отец художник, у Веры Владимировны отец художник, муж и сын архитекторы, у Марии Владимировны отец и дед художники, у Анастасии Юрьевны отец художник, у меня муж и его отец художники. Так что все мы пропитаны искусством.

8.jpg

При этом у каждого педагога свой почерк преподавания. Это хорошо видно на стендах выставки, где размещаются работы учеников одного преподавателя – все стенды разные. Педагоги со стажем имеют свои авторские программы, которые постоянно дополняются новыми заданиями. Педагоги, которые уже не работают в студии, оставили программы в нашем архиве.

В 1999 году студия получила Бурылинского премию за цикл программ «Введение в изобразительное искусство». Вновь пришедший педагог сразу начинает собирать материал для будущей программы. Очень важно, что педагоги умеют фиксировать и систематизировать свой опыт и создавать авторские программы. У каждого педагога есть методический архив.

Также в студии есть богатая подборка наглядного материала. При объяснении задания используются примеры решения темы художниками. Это репродукции или подлинники из экспозиции музея и выставок, может быть даже беседа с сотрудниками фондов музея, с показом работ из запасников. Так воспитывается чувство причастности автора – ребёнка – к большому искусству.

Там, наверху, большие художники и мастера, а мы здесь в студии маленькие художники – но мы одной крови. Всё вместе это создаёт особую атмосферу занятий и особые переживания рисующего ребёнка, которые настолько ярки, что запоминается на всю жизнь.

О чём не раз мне говорили наши выпускники, уже взрослые люди – они рисовали с большим увлечением, им было хорошо, и это очень важно. Этого у них никто не отнимет, это будет с ними всегда. Я верю, что человеку необходимо искусство чтобы быть настоящим человеком, чувствующий и живым, видеть красоту окружающего мира, любить жизнь и ценить её.  

9.jpg
25 апреля 2024
Все новости