Чуть позже я наткнулся в Фейсбуке на пост палехского художника Яра Пикулева на тему лежневского монумента: «Прям парад какой-то уродских памятников у нас в стране, не хочу обижать задумок патриотов, идеи хороши и светлы. Но исполнение прям днище какое-то». А один из комментаторов написал под постом то, что вертелось у меня на языке: «Где они берут таких скульпторов? Как хорошо было раньше, при советской власти – хрен чего поставишь без худсоветов и согласований».
Как сегодня, когда профессионализм, вроде бы, ценится превыше всего, на улицах появляется такое? Только давайте сразу оговоримся, что я – так же, как и Демьяненко, и Пикулев – не о патриотизме, памяти и прочей идеологии, а о художественном уровне произведения.
Вот что я узнал о монументе из интернета. Эскиз будущего памятника сделал питерский художник Григорий Вульфович, а сам памятник за полтора миллиона рублей изготовила московская скульптурная мастерская. Заказчиком монумента выступил Евгений Приймак, председатель «Союза десантников» Лежневского района, и я попросил Евгения Васильевича ответить на вопросы об истории создания этого спорного произведения.
- Как и кому пришла идея сделать этот памятник?
- Мы каждый год отмечаем день памяти героев Советского Союза 103-й воздушно-десантной дивизии 317-го полка, в котором я когда-то служил. Два героя Советского Союза – Чепик Николай и Мироненко Александр – погибли в один день в 1981 году…
- Они уроженцы Ивановской области?
- Они не ивановские, просто они герои Советского Союза и в десанте их все знают. Это первые после второй мировой войны солдаты-десантники, удостоенные такого звания. И мне пришла идея поставить памятник всем десантникам, павшим в локальных войнах и межгосударственных конфликтах. В большей степени, конечно, это Афганистан и Чечня. Это памятник не лежневцам, а всем.
- Как вы выбирали художника? Ведь Григорий Вульфович никогда не работал со скульптурой, он акварелист.
- Григорий десантник 103-й дивизии 357 полка, преподаёт в Питере графику в художественной академии. Я его нашёл, рассказал о своей задумке. Я и в Иванове обращался в художественное училище, говорил там, но Григорий мне больше импонирует – он знает десант изнутри.
Наша эмблема – это купол, стропы и в стропах орёл, стреляющий стрелами. Орёл – это птица, которая нападает с небес на врага.
- А как выбирали скульптурную мастерскую, которая делала памятник?
- Григорий нарисовал эскиз, надо было искать скульпторов, а я никогда этим не занимался. Но всё по воле божьей – Григория случайно нашёл и тут мне посоветовали скульптора, у которого отличные работы. Памятник, это вам не кирпичи, на которых звезда – а именно памятник (Евгений Васильевич, видимо, имеет в виду памятник воинам-интернационалистам Владимира Демьяненко, который планировали установить в Иванове, в сквере Интернационалистов).
Я уже не помню, кто мне дал этого скульптора. Сначала нашёл другого – десантника, в Афганистане служил – но бог отвёл. Мне оказался ближе Макар (Макар Хлебас), который сказал – для меня это будет знаковая работа, я раньше такие большие скульптуры никогда не делал. Он убедил меня, что сделает, и я скинул ему картину, которую нарисовал Григорий. Её взяли за основу, но сделали немножко по-другому – у орла Григория были приподнятые крылья, которые могли не выдержать собственного веса. Они вместе (Макар и Григорий) пришли к той группе, которая сейчас стоит. Десантники изображены в советской военной форме: ремень со звездой, сапоги, а не берцы, наш крап со звездой. Один десантник с ручным пулемётом, лицо у него боевое, а другой узнал, что у него погибли друзья, снял берет и, припав на одно колено, в знак скорби опустил голову. А орёл их прикрывает крыльями, чтобы шальная пуля не попала. Мощный орёл с клювом – это защита.
Это то, что я хотел сделать, и у них получилось.
- В художественном профессиональном сообществе и в соцсетях поднялась волна обсуждения памятника. Специалисты говорят, что с художественной точки зрения он не выдерживает никакой критики, что не профессионален.
- Сколько людей, столько и мнений.
- Макет памятника проходил какое-нибудь общественное обсуждение или приёмку профессионалами? Кто принимал окончательное решение?
- Все деньги, до последней копейки, собирали мы, только бизнес помог, к которому обращались. Я принципиально не стал обращаться даже в Союз десантников, чтобы никто меня тренировать не начал.
Копите деньги, и делайте то, что хотите.
- Если есть деньги, можно ставить в городе что угодно?
- Почему «что угодно»? Мы сделали и установили то, что хотели. Кто критикует – бог в помощь. Парни афганцы все говорят, что им понравилось. И тем, кто в Чечне воевал – молодые пацаны – им тоже понравилось. В Чечне тоже и горы, и орлы. Десантникам всем понравилось. Может, пехотинцам не понравилось и артиллеристам, а космонавтам кажется, что космический корабль надо было сзади поставить? Я на это внимания не обращаю. А если конкретнее – мне просто по барабану.
Раз профессионалов в Лежневе никто не спросил – ни десантники, ни администрация – я поговорил о монументе с Галиной Вороновой, председателем ивановского областного объединения «Союза художников России». Галина Анатольевна была очень эмоциональна, говоря о лежневском памятнике и его авторах:
- Мне кажется, автор монумента Макар Хлебас не профессионал, у него явно нет высшего художественного образования. Более того, он плохо рисует и не знает, что такое анатомия и пропорции человеческого тела. То, что получилось в Лежневе – это ужасно. Это не орёл, а какая-то курица наседка, под крыльями которой две человеческие фигуры, не вызывающие восхищения. Какие-то плоские юноши, непонятно для чего там стоящие. У меня создалось впечатление, что заказчик монумента шёл на поводу у художника и сам не мог оценить качество ни на стадии рисунка, ни стадии подготовительных работ. Не можешь – обратись к профессионалам. Слава богу, в стране много шикарных скульпторов, готовых сделать монумент на высочайшем уровне.
- Почему на площадях городов области появляются скульптуры, которые не проходят профессионального контроля?
- Мне трудно ответить, но такого не должно быть. Все большие монументальные установки должны быть согласованы с архитекторами, профессиональными скульпторами, монументалистами и Союзом художников. Делая что-то для города, надо воспитывать в людях вкус и правильное ассоциативное мышление.
О каком патриотизме можно говорить рядом с этой курицей?
- Когда и почему власть перестала обращаться к профессионалам?
- Я член художественного совета в Иванове, и мы контролируем происходящее на территории города – изо всех сил стараемся не допускать такого. Да, часто тяжело убедить – то, что хорошо, не бывает дёшево, а у города нет денег. Но мы не позволили установить в сквере Интернационалистов то, что там хотели устанавливать, а в Лежневе история повторилась и получилось вот что – но там другая администрация, она и заказывала. А если памятник сделан на спонсорские средства, то профессионалам вообще трудно внедриться.
Считаю, в области должны появиться законы, регламентирующие профессиональный контроль на установку скульптурных произведений. Скульптуру и монументы видят все и, если не хотите, чтобы плевались и вешали ярлыки, лучше администрациям не допускать такого, как в Лежневе. Подобные памятники очень пагубно влияют на людей.
1000inf.ru
Разместить рекламу на «Слухах и фактах» ЗДЕСЬ
- Мы каждый год отмечаем день памяти героев Советского Союза 103-й воздушно-десантной дивизии 317-го полка, в котором я когда-то служил. Два героя Советского Союза – Чепик Николай и Мироненко Александр – погибли в один день в 1981 году…
- Они уроженцы Ивановской области?
- Они не ивановские, просто они герои Советского Союза и в десанте их все знают. Это первые после второй мировой войны солдаты-десантники, удостоенные такого звания. И мне пришла идея поставить памятник всем десантникам, павшим в локальных войнах и межгосударственных конфликтах. В большей степени, конечно, это Афганистан и Чечня. Это памятник не лежневцам, а всем.
- Как вы выбирали художника? Ведь Григорий Вульфович никогда не работал со скульптурой, он акварелист.
- Григорий десантник 103-й дивизии 357 полка, преподаёт в Питере графику в художественной академии. Я его нашёл, рассказал о своей задумке. Я и в Иванове обращался в художественное училище, говорил там, но Григорий мне больше импонирует – он знает десант изнутри.
Наша эмблема – это купол, стропы и в стропах орёл, стреляющий стрелами. Орёл – это птица, которая нападает с небес на врага.
- А как выбирали скульптурную мастерскую, которая делала памятник?
- Григорий нарисовал эскиз, надо было искать скульпторов, а я никогда этим не занимался. Но всё по воле божьей – Григория случайно нашёл и тут мне посоветовали скульптора, у которого отличные работы. Памятник, это вам не кирпичи, на которых звезда – а именно памятник (Евгений Васильевич, видимо, имеет в виду памятник воинам-интернационалистам Владимира Демьяненко, который планировали установить в Иванове, в сквере Интернационалистов).
Я уже не помню, кто мне дал этого скульптора. Сначала нашёл другого – десантника, в Афганистане служил – но бог отвёл. Мне оказался ближе Макар (Макар Хлебас), который сказал – для меня это будет знаковая работа, я раньше такие большие скульптуры никогда не делал. Он убедил меня, что сделает, и я скинул ему картину, которую нарисовал Григорий. Её взяли за основу, но сделали немножко по-другому – у орла Григория были приподнятые крылья, которые могли не выдержать собственного веса. Они вместе (Макар и Григорий) пришли к той группе, которая сейчас стоит. Десантники изображены в советской военной форме: ремень со звездой, сапоги, а не берцы, наш крап со звездой. Один десантник с ручным пулемётом, лицо у него боевое, а другой узнал, что у него погибли друзья, снял берет и, припав на одно колено, в знак скорби опустил голову. А орёл их прикрывает крыльями, чтобы шальная пуля не попала. Мощный орёл с клювом – это защита.
Это то, что я хотел сделать, и у них получилось.
- В художественном профессиональном сообществе и в соцсетях поднялась волна обсуждения памятника. Специалисты говорят, что с художественной точки зрения он не выдерживает никакой критики, что не профессионален.
- Сколько людей, столько и мнений.
- Макет памятника проходил какое-нибудь общественное обсуждение или приёмку профессионалами? Кто принимал окончательное решение?
- Все деньги, до последней копейки, собирали мы, только бизнес помог, к которому обращались. Я принципиально не стал обращаться даже в Союз десантников, чтобы никто меня тренировать не начал.
Копите деньги, и делайте то, что хотите.
- Если есть деньги, можно ставить в городе что угодно?
- Почему «что угодно»? Мы сделали и установили то, что хотели. Кто критикует – бог в помощь. Парни афганцы все говорят, что им понравилось. И тем, кто в Чечне воевал – молодые пацаны – им тоже понравилось. В Чечне тоже и горы, и орлы. Десантникам всем понравилось. Может, пехотинцам не понравилось и артиллеристам, а космонавтам кажется, что космический корабль надо было сзади поставить? Я на это внимания не обращаю. А если конкретнее – мне просто по барабану.
Раз профессионалов в Лежневе никто не спросил – ни десантники, ни администрация – я поговорил о монументе с Галиной Вороновой, председателем ивановского областного объединения «Союза художников России». Галина Анатольевна была очень эмоциональна, говоря о лежневском памятнике и его авторах:
- Мне кажется, автор монумента Макар Хлебас не профессионал, у него явно нет высшего художественного образования. Более того, он плохо рисует и не знает, что такое анатомия и пропорции человеческого тела. То, что получилось в Лежневе – это ужасно. Это не орёл, а какая-то курица наседка, под крыльями которой две человеческие фигуры, не вызывающие восхищения. Какие-то плоские юноши, непонятно для чего там стоящие. У меня создалось впечатление, что заказчик монумента шёл на поводу у художника и сам не мог оценить качество ни на стадии рисунка, ни стадии подготовительных работ. Не можешь – обратись к профессионалам. Слава богу, в стране много шикарных скульпторов, готовых сделать монумент на высочайшем уровне.
- Почему на площадях городов области появляются скульптуры, которые не проходят профессионального контроля?
- Мне трудно ответить, но такого не должно быть. Все большие монументальные установки должны быть согласованы с архитекторами, профессиональными скульпторами, монументалистами и Союзом художников. Делая что-то для города, надо воспитывать в людях вкус и правильное ассоциативное мышление.
О каком патриотизме можно говорить рядом с этой курицей?
- Когда и почему власть перестала обращаться к профессионалам?
- Я член художественного совета в Иванове, и мы контролируем происходящее на территории города – изо всех сил стараемся не допускать такого. Да, часто тяжело убедить – то, что хорошо, не бывает дёшево, а у города нет денег. Но мы не позволили установить в сквере Интернационалистов то, что там хотели устанавливать, а в Лежневе история повторилась и получилось вот что – но там другая администрация, она и заказывала. А если памятник сделан на спонсорские средства, то профессионалам вообще трудно внедриться.
Считаю, в области должны появиться законы, регламентирующие профессиональный контроль на установку скульптурных произведений. Скульптуру и монументы видят все и, если не хотите, чтобы плевались и вешали ярлыки, лучше администрациям не допускать такого, как в Лежневе. Подобные памятники очень пагубно влияют на людей.
1000inf.ru
Разместить рекламу на «Слухах и фактах» ЗДЕСЬ