Последние
новости
Политика

Место Коробкина: кто рискнет?

Кураторство строительства и благоустройства в регионе токсично
Автор: Анна Семенова
7 мин
12 октября, 2021
Трагическая гибель замгубернатора Сергея Коробкина в ДТП оставила брешь в и без того неплотной ткани регионального правительства. Сейчас там вакантны сразу две должности заместителей. Первая образовалась в марте после увольнения – тихого и не озвученного пресс-службой – Елены Шабановой, курировавшей госзакупки.
внутрь.jpg
Фото: официальный сайт правительства Ивановской области
Сергей Коробкин курировал только одно направление – строительную отрасль. Формально у него в подчинении, кроме департамента строительства и архитектуры, была еще и служба Госстройнадзора, но складывалось впечатление, что только для того, чтобы его можно было громко называть руководителем комплекса. Не бывает же комплекса из одного департамента, правда? В бюрократическо-чиновничьем мире точно не бывает. По крайней мере, зампред правительства, курирующий только один департамент, – Любовь Яковлева – никаким руководителем комплекса не является, как и Евгений Нестеров, который курирует только департамент внутренней политики.

Впрочем, не стоит думать, что аппаратный вес Сергея Коробкина, а точнее – замгубернатора, курирующего строительство, независимо от фамилии, незначителен. Если посмотреть, какой поток бюджетных денег проходит через департамент строительства и архитектуры, то с ним может сравниться только департамент дорожного хозяйства и транспорта или же весь комплекс социальной сферы в целом – включая и соцзащиту, и здравоохранение, и образование.

Для того чтобы стало понятнее, приведу перечень программ, реализация которых возложена на департамент строительства и архитектуры и за которые отвечает профильный замгубернатора. Это и формирование комфортной городской среды (ага, те самые скамейки за миллион в Кинешме и террасная доска в Московском микрорайоне), и газификация региона вкупе с пресловутой догазификацией, и «Жилье для российской семьи», и куча прочих жилищных программ, плюс программы по обманутым дольщикам и, наконец, строительство государственных объектов – того же ковид-госпиталя. В прошлом году, например, департамент строительства и архитектуры осваивал/распоряжался порядка 5 миллиардов рублей (4 млрд 835 миллионов, если быть точным, – такие сведения приводятся в отчете об исполнении бюджета за 2020 год, размещенном на официальном сайте департамента). Сюда, правда, входят и 2,6 млрд на «быстровозводимый» ковид-госпиталь. Тем не менее, получается, что бюджет департамента архитектуры вполне сопоставим, скажем, с бюджетом областного центра.

А риски, связанные с освоением этого бюджета, несопоставимо выше, чем при распределении бюджета города Иваново. По тому же ковид-госпиталю в конце апреля Следственный комитет возбудил уголовное дело. И, кстати, очень печально было бы узнать через годик-другой, что крайним, то есть обвиняемым по этому делу сделали Сергея Коробкина. Хотя такой исход отнюдь не невероятен.

Есть вопросы и по тому же «стрелочному» благоустройству. Конечно, там крайними всегда можно сделать непосредственных заказчиков, то есть муниципалитеты. Но можно и не сделать – пути мыслей людей в погонах неисповедимы, а судьба чиновника высокого ранга слишком тесно связана с судьбой и положением его начальника.

В общем, место замгубернатора, курирующего строительство, что называется, вкусное, но опасное. Тут-то и возникает интересная развилка – аж с тремя зубьями.

Вариант первый. Губернатор Станислав Воскресенский внезапно приглашает занять эту должность какую-нибудь никому не известную – или наоборот, известную, но очень неожиданную – персону. И всё продолжает идти по накатанной до тех пор, пока Воскресенский остается главой региона (нет-нет, ничего прогнозировать не собираюсь, но ведь рано или поздно Станислав Сергеевич нас таки покинет, правда?). Основная засада в наличии/отсутствии у Воскресенского такого нужного человека. Не Максиму же Громову предлагать вернуться в правительство области? А среди других кадров, думаю, найдется немного желающих разруливать «строительные» бюджеты Ивановской области, не имея жестких гарантий, что (в случае чего) губернатор прикроет и перед Москвой, и перед погонами. А жестких гарантий, похоже, не просматривается – достаточно вспомнить позорную историю с неудавшимся сенаторством Юрия Смирнова, чтобы оценить всю мощь нынешнего потенциала губернатора Воскресенского.

Вариант второй – вернуть всё как было. То есть объединить, как в старые времена, комплекс строительства с комплексом ЖКХ и энергетики. Тем более, что руководитель комплекса ЖКХ Александр Шаботинский и без того исполняет сейчас обязанности руководителя комплекса строительства.

Бюджеты, соответственно, будут больше, аппаратный вес такого зама – тоже. Но…

Но возникает вопрос, согласится ли на такой финт ушами сам Александр Леонидович? Вкусно, конечно – кто бы спорил. Но что-то подсказывает, что это не вполне его амплуа. У него сейчас и «своих» проблем хватает – с грандиозными «водоканальскими» стройками, фондом капремонта, который опять заваливает посевную, то есть программу капремонта, и прочим расселением аварийного жилья. Нужен ли ему ещё выход в белом в виде общения с той же «Стрелкой» и ее амбассадорами, с ДОМом.РФ, ВЭБом и прочими трубопроводами для получения федеральных денег? Большой вопрос. Ответ на него вряд ли сможет дать и сам Шаботинский, но почему-то кажется, что он до последнего будет упираться – в случае, если Станислав Воскресенский решит подарить это счастье именно ему.

Вариант третий – департамент строительства выводится из состава всех комплексов, и курировать его будет сам губернатор – примерно так, как сейчас происходит с департаментом дорожного хозяйства (хотя формально ДДХиТ все еще входит в комплекс развития инфраструктуры, которым руководит Сергей Зобнин). А из Госстройнадзора, Госжилинспекции и службы госфинконтроля создадут какой-нибудь отдельный комплекс надзора и контроля.

Этот вариант несет для себя риски для нынешнего руководителя департамента строительства и архитектуры Александра Батурина, которого на фоне Коробкина никто особо и не видел в медиапространстве – в отличие от предшественников, которые активно светились и в СМИ, и в соцсетях. Сказать, что ладно, не жалко, будет как-то цинично и бесчеловечно. Но факт, что все основные решения в сфере строительства и благоустройства в последние три года принимались или губернатором, или Сергеем Коробкиным – остается фактом.

Самое забавное, что в правительстве региона сейчас никто – вообще никто – не берется прогнозировать, какой именно вариант выберет губернатор. И мы не будем прогнозировать – при нашей системе власти и при нынешних персоналиях подобные прогнозы – дело бессмысленное и неблагодарное. Будем с нетерпением ждать, кто же все-таки займет теплое, но токсичное кресло руководителя комплекса строительства.

И искренне надеяться, что никакие трагические случайности больше не будут лишать губернатора кадровой опоры. Ибо она у него и без того жидкая.


Разместить рекламу на «Слухах и фактах» ЗДЕСЬ


09 декабря 2021
Все новости