Последние
новости

Игумен Виталий (Уткин): Гражданская солидарность и отечественная демократическая традиция

4 мин
03 октября, 2011
Из ЖЖ игумена Виталия (Уткина):
Главный смысл событий 1612 года видится в следующем: в России того периода были настолько развиты муниципальное и земское самоуправление и гражданская солидарность в целом, что в условиях отсутствия верховной государственности ее народ смог не только свергнуть иноземную военную силу и разгромить внутренних изменников, но и воссоздать эту государственность.
Следует помнить, что с Пожарским и Мининым из Нижнего Новгорода выступило чуть более трех тысяч человек. С этими силами вожди ополчения не рискнули пробиваться в Москву через Суздаль, а двинулись вдоль Волги.
Поволжские города и населенные пункты, в том числе – входящие ныне в состав Ивановской области Юрьевец, Решма, Плёс, Кинешма создали для ополчения мощную ресурсную базу. Без местного самоуправления, без гражданского произволения жителей, это стало бы невозможным. Именно эти поволжские города и смогли придать ополчению подлинную силу.
В настоящее время, говоря о демократии, традициях гражданской солидарности, мы опираемся преимущественно на западно-европейскую и американскую демократическую культуру нового и новейшего времени. Однако важно понять, какое место механизмы гражданской солидарности, навыки и традиции самоуправления сыграли в русской истории и насколько мы сегодня сохраняем преемственность по отношению к этим отечественным традициям? Насколько механизмы гражданской солидарности прошлого могут стать частью нашей общественно-политической культуры. Фактически, это проблематика общественно-философская, а не чисто историческая. Это вопрос содержания нашей политической культуры. Его обсуждение может создать новое пространство консервативного дискурса, что немаловажно на современном этапе политической жизни страны.
Речь не идет о попытке показать исключительную самобытность наших общественно-политических традиций. Но развитие демократической культуры сильно затруднено в случае отсутствия генетической предрасположенности нации к демократии и самоуправлению. Между тем, русское общество начала XVII века продемонстрировало удивительно жизнеспособную демократическую традицию гражданской солидарности.
Очень важно, на мой взгляд, помнить, что в 2012 году мы празднуем не только 400-летие преодоления Смуты и восстановления российской государственности, но и 200-летие Отечественной войны 1812 года. С последней Иваново-Вознесенская земля так же тесно связана – достаточно назвать имя генерала Е.И.Властова или такой памятник этой войне, как величественная колокольня в Лежнево.
Отечественная война 1812 года так же очень ярко выявила механизмы муниципальной, земской, общегражданской солидарности. Шуйские ратники входили тогда во Владимирское ополчение, кинешемские и юрьевецкие – в Костромское. Муниципии приняли активное участие в поддержке армии. Кругом царил гражданский подъем.
Полагаю, что гражданское содержание 1612 и 1812 годов могло бы быть увязано в рамках одного мероприятия.
Таким мероприятием мог бы стать общественный форум «Гражданская солидарность: традиции и современность. 1612 -1812-2012». Форум мог бы внести существенный вклад в формирование идеологии торжеств 2012 года. Участниками форума могли бы стать не только историки и философы, но и политики, общественные деятели, политологи.

В самом деле – американская демократическая традиция ведет свое начало от декларации, которую небольшая группа переселенцев подписала в 1620 году на борту парусника «Мэйфлауэр», доставившего ее к берегам Нового Света. Крошечная колония этих переселенцев (так называемых «отцов-пилигримов») чуть не погибли от голода и холода следующей зимой и спаслись лишь благодаря местным индейцам. Между тем, в России, в этот же период существовали развитое гражданское общество и местное самоуправление. Наши поволжские города в период Смутного времени стали ярким примером подлинной народной демократии.
28 ноября 2020
Все новости