В начале сентября в Иванове заработало «Эко-такси». Машина бесплатно вывозит вторсырье по заявкам жителей и доставляет его сборщикам. Мы поговорили с создателем проекта Дмитрием Селиверстовым о том, зачем вообще нужно такси для отходов, можно ли превратить его в бизнес и почему сейчас не все готовы сортировать мусор.
– Недавно ты запустил в Ивановской области «Эко-такси»*. Расскажи, зачем оно нужно и где ты нашел деньги на реализацию проекта?
– «Эко-такси» нужно, чтобы забирать у жителей вторсырье и отвозить его переработчикам. Для жителей это бесплатно. Проект запустили благодаря гранту «Росмолодежи». Я выиграл в конкурсе на форуме «Экосистема-2021». Изначально плохо понимал, что могу предложить: ведь в других городах уже существовали «Эко-такси». Причем и волонтерские, и коммерческие, где клиенты платят 400–1500 рублей за выезд.
Почему забирать вторсырье не могут компании-сборщики? Дело в том, что им невыгодно вывозить десять кг макулатуры или два кило пластиковых бутылок. Проще приехать в магазин, погрузить полтонны картона, и всё. В этом случае не нужно шататься по квартирам за маленькими объемами. Это логично, ведь примерно с тонны начинается окупаемость сырья, за которым приезжаешь. При этом мне часто звонили и спрашивали: «А куда сдать стекло/пластик/банки/батарейки». Приходилось отвечать, что нужно везти отходы в пункты сбора самим – никто за ними не приедет. Но многим, кто хочет сортировать, это тяжело. Так и появилось понимание, что «Эко-такси» необходимо.
– Сколько людей пользуются услугой?
– За вывозом обращаются около трех человек в день. Участвуют и организации. Обратились, например, художественное училище, «Точка кипения», администрация Кинешмы.
– Как тебе кажется, может ли в Иванове работать коммерческое «Эко-такси»?
–Уверен, что да. Мы делали такой эксперимент в 2016-2017 годах. Я с папой ездил на машине по заявкам жителей и вывозил вторсырье сборщикам. Тогда мы брали 150 рублей с жителя и триста – с организации. Но я совершил ошибку: отталкивался от суммы, которую люди реально могут заплатить. Такая плата была слишком маленькой. Денег нам хватало только то, чтобы покрыть транспортные расходы.
– Люди готовы платить больше?
– Думаю, да. Стоит только посмотреть, сколько в Иванове дорогих автомобилей.
– Это предположение или вы проводили исследования?
– Это то, что я понял, пообщавшись с людьми. Какого-то анализа, который могут позволить себе корпорации, я не устраивал. А простые опросы во «ВКонтакте» не работают. Там люди могут написать, что готовы сдавать раздельно, но когда дело доходит до реальных действий, оказывается, что есть куча факторов, которые им мешают.
– Как долго вы планируете принимать заявки на вывоз?
– Проект рассчитан на 250 выездов. То есть он может закончиться и за месяц, и за год. Все зависит от спроса жителей.
– Что будет, когда грантовые деньги закончатся?
– Есть три варианта. Первый: заканчивается грант – заканчивается и проект. Суть проекта в чем? Проинформировать людей о раздельном сборе и приложении нашем «РСО-навигатор», в котором можно посмотреть, куда стоит относить вторсырье. Второй вариант – мы идем в коммерческую историю. То есть машина будет ездить по заявкам за деньги. Третий вариант: находится какой-то партнер, который готов спонсировать «Эко-такси». Мы понимаем, что для предпринимателей подобный проект может сработать как реклама.
– В Иванове ты уже вел проект «Экомобиля», который был спонсорским и связанным с раздельным сбором отходов. Вы приезжали на грузовике, например, к «Тополю», выставляли контейнеры и принимали отходы нескольких видов. Почему этот проект закрылся, несмотря на то, что, вроде бы, успешно работал два года?
– Потому что у спонсора закончились на него деньги. Мы не ставили никаких сроков, которые он должен просуществовать. Было только желание что-то запустить и посмотреть, как оно будет работать. Ни у меня, ни у компании-партнера не было четкого понимания результата. Мне тогда просто повезло, что люди были заинтересованы темой. Потому что час-два стоять грузовому автомобилю…это просто дорого. Он за это время мог несколько тонн макулатуры по компаниям забрать! Мы собирали меньше, зато мы общались с людьми, раздавали листовки. Для компании это что-то вроде инвестиции в баннер, только более эффективный. Потому на акции по сбору есть диалог с людьми, который отсутствует, например, у регионального оператора. Он поставил желтые сетки для пластика и никому не рассказал, что туда кидать. Люди меня спрашивают: «Какой пластик туда бросать?». Я им отвечаю: «Весь» Они удивляются. Многие знают, что разные типы перерабатываются по-разному и не верят, что отходы в итоге сортируют.
– Как тебе кажется, насколько вообще сейчас эффективно организована система централизованного раздельного сбора в Иванове?
– Мне кажется, было бы более эффективно, если бы пошли по примеру Москвы. Я уже говорил об этом, в том числе и на встрече с регоператором. Считаю, что нам подошла бы система двух баков. В одном то, что не перерабатывается, в другом – вторсырье. При такой системе людям на сортировочной линии, через которые сейчас в любом случае проходит весь мусор в Иванове, проще выбрать полезную фракцию. Я понимаю жителей, не готовых держать несколько ведер под разные виды вторсырья. Но разделять мусор хотя бы на две половины возможно.
– Регоператор сейчас не дает возможности другим предприятиям или волонтерам ставить по городу свои контейнеры. Могут ли волонтерские или частные инициативы существовать при такой системе?
– Думаю, могут, если будут пользоваться частными территориями. Парковками торговых центров, например. Есть же бак «Географии Добра» [благотворительный проект, в рамках которого деньги от продажи вторсырья идут на помощь больным детям] на территории «Леруа Мерлен».
– Насколько ивановцы готовы разделять отходы? Если говорить не о твоем окружении, а о среднем человеке?
– Думаю, готовы. Сейчас об этом хотя бы говорят. В 2013 году, когда мы сделали первый субботник с раздельным сбором мусора и отправкой его на переработку, люди возмущались: «Тебе не надо жить в этой стране, тебя не поймут». Сейчас же настало время, когда звезды в рекламе призывают нести тару от бытовой химии на переработку. В разных продуктовых магазинах появляются контейнеры под батарейки, крышечки, лампы. И люди несут. Если сделать раздельный сбор удобным, ставить контейнеры, то люди будут сортировать. И мы [сейчас Дмитрий работает в Ивановском отделении Всероссийского общества охраны природы] стараемся, чтобы это было удобно. Сделали приложение «РСО-Навигатор», где можно посмотреть, куда сдавать отходы. Да, пока пунктов приема мало, но мы проявили слой, который существует. Раньше не было и этого. Сейчас приложением пользуются уже более тысячи человек. Когда его не существовало, мне приходилось лично отвечать каждому, кто задавал вопрос, куда сдать бумагу или пластик.
– Нет ощущения, что на сегодня раздельный сбор в Иванове – это немножечко страдание?
– Есть. Особенно, если сравнивать с развитыми странами.
– А если с другими городами сравнить, исключая Москву и Санкт-Петербург?
– Ни у кого нет такого, чтобы прямо «Вау!». Когда я был на форуме, то не было людей, которые приехали, чтобы поделиться радостью. У всех, кто в этой теме, какая-то своя боль.
– Получится ли без отмашки сверху наладить раздельный сбор? Желание ввести его должно идти сверху или снизу?
– Желание должно быть обоюдным. От людей я слышу: «Если мы будем сортировать мусор, то его потом все равно свалят в одну кучу». А от чиновников: «Да никто никогда не будет сортировать, люди глупые и кинут все в один контейнер».
И когда я вижу оба мнения, у меня складывается картинка, в которой жители говорят: «Мы хотим сортировать, но не доверяем», а власти отвечают: «У нас уже нет места для полигонов, надо перерабатывать». Другой вопрос, что с самой переработкой есть сложности организационные. В общем, я считаю, что нужна инициатива с обеих сторон.
– За восемь лет у тебя было много проектов экотематики: веганское кафе, экомобиль и другие. Все они в итоге закрылись. Зачем ты продолжаешь этим заниматься, если видишь, что проекты в этой сфере не работают долго?
– Потому что проекты перестают работать, но остаюсь работать я. Все, что происходило со мной – часть пути. Я приобретаю знание, опыт, получаю информацию. От разных людей… Я понимаю, что теперь мои знания нужно применять с пользой для людей. У меня был период, когда я полностью ушел в дизайн и почти не занимался экологией. За это время в городе не появилось экоактивиста, который знал бы, как лучше и правильнее популяризировать эту тему. Отчаяние – это самое страшное, что я ощущал, когда что-то не получалось и не запускалось. В 2018 году, когда мы запускали кафе, которое в итоге просуществовало буквально месяц, я впал в депрессию и в некоторых аспектах не восстановился до сих пор. Тогда я на какое-то время затих, но снова понял, что никто не появился на моем месте. Понимаешь, не появилось в Иванове человека, который бы ассоциировался с раздельным сбором. Я знаю, что официально я не эколог, но чувствую, что у меня много знаний, и я должен их использовать.
*такой вариант написания использует Дмитрий.
Разместить рекламу на «Слухах и фактах» ЗДЕСЬ
Интервью
«Если сделать раздельный сбор удобным, то люди будут сортировать»
Дмитрий Селиверстов об «Эко-такси», переработке и неуспешных проектах