Стабильность года: ЖКХ
В нашем быстро меняющемся мире есть немногочисленные островки стабильности. Одним из них, как ни странно, является жилищно-коммунальное хозяйство. Да-да, не смейтесь, именно оно, ведь, с одной стороны, оно приносит стабильный и вполне ощутимый доход тем, кто работает в этой сфере (что-то я ни разу не слышала о том, как какой-то игрок этого рынка «по-честному» обанкротился; если такие случаи и бывают, то, как правило, за ними кроется стремление вывести муниципальное или государственное имущество в частные руки), а с другой – в ЖКХ стабильно есть проблемы, причем из года в год примерно одни и те же. Решений эти проблемы практически не имеют, поэтому можно годами экспериментировать, используя для этого как средства бюджета, так и деньги жителей и инфраструктурных предприятий.
Собственно, весь 2014 год эти эксперименты в Ивановской области продолжались с активной помощью федеральных властей. В результате к стандартным проблемам вроде ОДН, вывоза мусора, двойных квитанций и отсутствия отчетов УК добавилась новая система сбора средств на капремонт, лицензирование управляющих компаний, непонятки с необходимостью установки индивидуальных счетчиков газа (как всегда, федералы тянули до последнего, создавая драматическую напряженку и давая возможность частным фирмам сыграть на панических настроениях среди населения, окончательное решение было принято в конце декабря 2014 года) и многое другое.
К проблемам сферы ЖКХ с некоторой натяжкой (исключительно из-за схемы финансирования из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ) можно отнести и чудеса с расселением аварийного жилья. Схема, простая и надежная, как валенок, была отработана ещё при предыдущей власти. Но сами скандалы начали возникать лишь в 2014 году, когда прокуратура подтвердила, что людей переселили из аварийного жилья в не менее аварийное, но зато обошедшееся государству и муниципалитетам в кругленькие суммы. Каким волшебным образом недостатки были устранены тогда, когда основная часть денег подрядчикам были уже уплачены, непонятно. Но вопросы к домам, строящимся в самых разных муниципальных образованиях, у правоохранительных органов продолжали возникать в течение всего года. Даже уголовные дела заводились, однако чем они закончились, неизвестно. Видимо, ничем.
Самое забавное (вообще-то не слишком забавное, но от тонн негатива в адрес и жилищников, и коммунальщиков толку ещё ни разу не было ни на грамм) в том, что в 2015 году проблем только прибавится. В Ивановской области в конце концов будут установлены нормативы на ОДН (большой вопрос – какие). Минстрой перед Новым годом таки протолкнул через Госдуму идею о признании вывоза ТБО коммунальной услугой. Система сбора и утилизации ТБО и без того балансировала на тонкой грани, а каким образом эту систему будут перестраивать и перекраивать – большой вопрос.
Ивановцев все-таки ждёт и создание единой теплосетевой компании (а фактически – создание концессии с ивановским филиалом Волжской ТГК – бывшей ТГК-6, которая в прошлом году также вышла на рынок продажи электроэнергии в лице ООО «ЭСК «Гарант», компании, конечно, не аффилированной с КЭС-Холдингом, но размещающейся на ее площадях, да и гендиректором стал один из руководителей ИФ ОАО «ТГК-6»). Уже очевидно. что это привёдет к повышению (почти в два раза) тарифов для потребителей – юридических лиц, ранее получавших тепловую энергию напрямую от ивановских ТЭЦ. Для населения, говорят, ничего не изменится. Население делает вид, что верит, но всё больше косится в сторону индивидуального газового отопления.
В сфере ЖКХ есть ещё одна большая проблема, которая тоже не решается годами. Это крайне низкий уровень компетентности в вопросах ЖКХ, причём это касается как населения, так и сотрудников муниципальных органов власти, особенно небольших. Яркой иллюстрацией этой некомпетентности было совещание, организованное областной думой и посвящённое новой системе капремонта. Проходило оно уже в конце сентября, когда муниципалитеты давно должны были направить в департамент ЖКХ кучу разной информации, провести с жителями общие собрания и т.д. Судя по вопросам, которые задавали там замы по ЖКХ глав муниципальных администраций, эти самые замы в жизни не читали даже Жилищный кодекс, не говоря уже о региональном законодательстве и прочей нормативке. Понятно, что других писателей у нас для вас нет, но уж так-то нельзя…