Наверх

Елена Толстопятова про дом-«пулю»

10.11.2014
Анна Семёнова: Навылет

Елена Толстопятова, искусствовед

Несмотря на «объективные» обстоятельства, не верится, что Иваново может лишиться здания по адресу: пр. Ленина, 37 из-за того, что оно не имеет статуса памятника архитектуры. Здание, известное как «серый дом», или дом-«пуля», представляется одной из архитектурных доминант города. Я могу говорить об этом как человек, который много лет водил экскурсии по городу и знакомил с достопримечательностями Иванова самых разных гостей. И в то время, когда основой экскурсии были революционные события, и теперь, когда акцент ставится на архитектуре и российском предпринимательстве, мы и наши гости обращали внимание на дом-«пулю». Не только потому, что он расположен в центре города и сразу притягивает к себе взгляд. 
Необходимо понимать, в какое время здание создавалось. Эпоха конструктивизма продолжалась в России очень недолго – чуть больше пяти лет. В эти годы произошло лавинообразное развитие идей и стилистики этого архитектурного направления. Сложилась короткая ситуация свободы творчества очень талантливых, гениальных людей. И их было много. Но вскоре и здания, и многие архитекторы подверглись травле и репрессиям. А теперь значимость этих нескольких лет для культурного наследия России и Ивановской области трудно переоценить, поскольку тогда в Иванове появились десятки ярких, выразительных образцов этого стиля. Один из авторов академического «Свода памятников архитектуры и монументального искусства. Ивановская область» (1998 г.) Екатерина Шорбан пишет «о советской архитектуре Ивановского края первых 15 послереволюционных лет как о выдающемся явлении в истории отечественного зодчества и как об одной из основных отличительных черт художественного наследия этой территории». 
Я думаю, что «пулю» надо рассматривать не просто как отдельно стоящее здание, а в контексте эпохи конструктивистской архитектуры, которая действительно изменила стилистику города. Тогда невозможна даже мысль, что этот архитектурный памятник не имеет значения. Его ценность, в частности, заключается в том, что проекты лучших столичных зодчих, относящиеся к символико-романтическому направлению конструктивизма, почти не реализованы. В Иванове же – несколько таких объектов: школа-«птица», дом-«корабль», дом-«подкова», дом-«пуля». Это бесценный архитектурный комплекс. 
Надо учитывать и личность автора проекта. В создании «отличительного наследия нашей территории» большую роль играли московские и петроградские зодчие, то есть – столичные мастера. Но тогда же формировалась школа ивановских архитекторов – редкий случай для провинции. Н.И. Кадников – один из них. Ивановцы должны это ценить. Даже не зная об авторстве, его архитектурные творения мы невольно отмечаем и запоминаем. Они «держат» городскую среду. В молодости он строил в конструктивистском стиле (жилые дома на улице Калинина, нынешний институт развития образования Ивановской области на Большой Воробьёвской, здание ОГПУ – та самая «пуля»), позже – в стилистике сталинского ампира (медицинский институт, многоквартирный дом около кинотеатра «Центральный»). 
Здание на пр. Ленина, 37 – это своего рода пограничье. Оно выстроено в конструктивистском стиле, но с использованием элементов классики – ордерных полуколонн. То есть оно является переходным этапом от конструктивизма к неоклассицизму. На мой взгляд, считать это здание неинтересным неграмотно – это важный этап в стилистическом процессе формирования городской среды наряду с ансамблем учебных зданий академика И.А. Фомина на Шереметевском проспекте. Через пять, десять, двадцать или сто лет, если удастся сохранить ивановский конструктивизм, он будет самой большой достопримечательностью города. Как и фабричная архитектура. 
В краеведческой литературе есть оценка рассматриваемого объекта как мрачного. С ней можно согласиться, но в данном случае воспримем это как комплимент молодому автору проекта – он ведь создавал не торгово-развлекательный центр, не театр, не клуб. Здание возводилось для серьезной организации и имело, помимо прочих достоинств, ещё и точное соответствие внешнего образа и внутреннего содержания. Архитектурный облик «серого дома» ярко подчеркивает специфику функций ОГПУ. Я бы сказала, что дом-«пуля» – строгое, соразмерное монументальное сооружение. Здание профессионально вписано в пространство. Серый цвет, который во многом формирует общее впечатление – удачен, его дополняет шероховатость штукатурки. Выверенные объемы, точно найденные пропорции. 
Основной объем разбит дорическими полуколоннами, между ними – по-конструктивистски решённое остекление. Интересен аттиковый этаж, который эти полуколонны держит. В доме-«пуле» можно увидеть отличительную черту манеры Н.И. Кадникова, его своеобразную визитную карточку: основной прямоугольный объём разнообразится на одном из флангов дополнительным – меньшим по размерам, другой этажности. В данном случае эти части разделены круглыми окнами. Разные ритмические элементы приведены в гармонию: всё лаконично и нескучно. По использованию пластических и идеологических достижений конструктивизма, с моей точки зрения, здание не может не иметь статуса памятника. Здесь есть на что посмотреть горожанам и есть чему поучиться современным архитекторам: пониманию объёмов, пропорций, ритмов – именно тому, чем конструктивисты при простоте строительных материалов и ограниченном бюджете умели пользоваться и «играть» для придания живописности сдержанным, рациональным архитектурным формам. Хотя у экспертов-профессионалов может быть иное видение.
Отметим не только архитектурную, но и историческую составляющую объекта. В нем работали люди, значимые для своей сферы деятельности. Это тоже должно влиять на тех, кто сегодня принимает решение о судьбе дома-«пули».
Есть предложения снести «серый дом», а затем восстановить его в тех же объёмах. Подобные подходы по всей стране уже стали проблемой. Специалисты считают это не восстановлением и не сохранением культурного наследия, а возведением макетов в натуральную величину, которое отнюдь не передает аромат исторической застройки. Это как вырвать зубы и заменить их протезом, но почему-то на каждой улице открыты стоматологические кабинеты, где лечат и сохраняют. 
Архитектурный комплекс 1920-х – начала 1930-х годов в Иванове – один из редчайших для провинциальных городов России. Многое потеряно уже в конце 1930-х годов, когда конструктивизм, как и всё авангардное искусство, стал неугоден советской власти. Тогда, несмотря на всю остроту вопроса с жильём и другие коммунальные проблемы, был составлен список сноса конструктивистских домов. Они не соответствовали изменившейся идеологии. Если конструктивисты начали решать проблему создания удобной среды для жизни большинства, то сталинский ампир ставил задачу создания роскошного фасада. Многое сохранилось только потому, что началась война, и стало не до этого. А тогда был перестроен конструктивистский кинотеатр «Центральный», почтамт, фабрика-кухня, веснинский Дом инженеров и техников – ныне Дворец детского и юношеского творчества. В 1970–1980-х годах нахлынула новая волна уничтожения непонятого и неоцененного наследия конструктивистов. В 1970-х снесли уникальный цирк, вошедший в учебники архитектуры не только в России, но и за рубежом. Это было ещё одно здание-метафора. Наряду с домом-«подковой», «кораблём», «пулей»… Фантастическая серебристая сфера из будущего «опустилась» в центре пролетарского города как символ новой жизни. Снесли – не пожалели. И сейчас стоит ординарное здание цирка там, где стояло уникальное. В 1980-х годах не стало здания Интердома – важного архитектурного и исторического памятника. А сегодня уже не только на Западе, где идеи конструктивистов развивались в течение всего ХХ века, но и в России обратили внимание на ценность их наследия, поняли, что архитектура – это не только барочная дворцовая пышность и культовые сооружения. 
В Москве и других городах появляются солидные научные и популярные издания о конструктивизме. А мы готовы проститься со своим уникальным богатством? Россия уже ободрана большевистским разрушением церквей. Теперь ищем средства на их восстановление. Потомки нас «поблагодарят» в очередной раз, или сейчас ещё есть возможность дать им шанс наследовать то, что не нами создано и не только нам принадлежит?
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


Вернуться к списку новостей