Последние
новости
Общество

Анна Семёнова: Навылет

О чем молчат полиция и власти
22 мин
10 ноября, 2014

Октябрь в этом году ознаменовался очередным всплеском (пока, правда, грамотно притушенным властями) интереса к судьбе объектов культурного наследия, а конкретно – к дому-«пуле», который уже шесть лет являет собой медленно и верно разрушающийся памятник раздолбайству и бесхозяйственности. 25 сентября, аккурат через неделю после инаугурации нового губернатора Павла Конькова, им было подписано распоряжение правительства Ивановской области № 224-рп «О выявленных объектах культурного наследия, расположенных на территории городского округа Иваново». 
Суть распоряжения: на основании актов историко-культурной экспертизы (эксперт – Александр Снитко) здание на пр. Ленина, 37 не включается в реестр объектов культурного наследия как самостоятельный памятник истории и культуры. Зато целый ряд зданий, в том числе вышеназванное, включены в состав достопримечательного места «Александровская улица» (нынешний проспект Ленина от площади Пушкина до улицы Станционной) местного (муниципального) значения. С этого-то распоряжения и началось шуршание, которое многих заставило обратить внимание на то, что же происходит в последнее время с «серым домом», который когда-то был символом непоколебимого и могучего ВЧК-5ОГПУ-КГБ. 
*** 
В январе 2008 года по вине офицера УМВД по Ивановской области в здании произошел один из самых страшных пожаров в масштабах Ивановской области за последние 20 лет. Два верхних этажа были почти полностью уничтожены огнём, два нижних залиты пеной и водой в процессе многочасового тушения. С тех пор ни собственник здания (оно находится в федеральной собственности, то есть в ведении регионального управления Росимущества), ни балансодержатель (соответственно, УМВД по Ивановской области) не предприняли ни одного шага по его восстановлению. Вернее, какие-то шаги предпринимались, какие-то бумаги согласовывались, однако до конкретных дел так и не дошло. В итоге в марте этого года состоянием здания, которое еще с советских времен числилось вновь выявленным объектом культурного наследия, сильно озаботилось ГУ МЧС, заявившее, что есть угроза обрушения и с этим срочно надо что-то делать. 
Последовали различные совещания и переговоры, в ходе которых руководство УМВД озвучило следующую позицию: да, надо что-то делать, это вопиющее безобразие, но те 500 млн рублей, которое выделило Министерство внутренних дел РФ, ушли на строительство нового здания УМВД на улице Кузнецова. Почему было принято такое решение – надо было спрашивать у бывшего начальника УМВД Александра Забегалова, которого уже два года в области нет. А нынешнее начальство может только руками развести: так получилось. Денег нет и не будет, поэтому давайте-ка снесём от греха подальше эти руины. А взамен гарантируем, что это земля федеральная, режимная, и никаких торговых, офисных или каких-то ещё центров на этом вкусном участке построено не будет. 
Коллега Михаил Мокрецов даже разразился на своем сайте материалом, в котором подробно рассказал, что будет на месте «пули», представляющей опасность для мирных граждан, и какие молодцы полицейские – хорошую будку хотят там построить. На этом месте хотелось бы несколько притормозить, выдохнуть и поподробнее рассказать о тех нюансах, которые очень многие лица, причастные к этой истории, хотели бы оставить за бортом общественного внимания. 
*** 
Первый момент: активное шуршание вокруг «пули» пошло еще весной. Акты экспертизы – и по «серому дому», и по Александровской улице – были составлены в апреле, но до поры до времени не афишировались. Впрочем, акты историко-культурной экспертизы вообще не являются публичным документом. Пока – потому что Министерство культуры сейчас подготовило поправки в 73-ФЗ (принять их планируется до конца этого года), в соответствии с которыми заключения историко-культурных экспертиз будут в обязательном порядке публиковаться на сайтах государственных органов охраны памятников. То есть теперь мы будем знать, какой эксперт что считает памятником, а что – не памятником и кому говорить спасибо за очередной снос. Впрочем, мы отвлеклись. 
Так вот, внутренняя логика процесса, судя по оговоркам и неофициальным беседам, была такова. УМВД по Ивановской области заинтересовано в том, чтобы с минимальными затратами снять с себя претензии МЧС и прекратить робкие упрёки департамента культуры в свой адрес. Правительству Ивановской области нужно было как-то снять с себя ответственность за обрушение и пострадавших (если такое, не дай бог, произойдёт) – ведь с него и департамента культуры спросят: куда же вы смотрели шесть лет? 
При этом надо было ещё как-то сохранить лицо. И вот было найдено, как казалось, соломоново решение: «пуля» становится не памятником, но находится в составе достопримечательного места, которое по федеральному закону «Об охране объектов культурного наследия» (73-ФЗ) является одним из видов объектов культурного наследия. И место это – муниципального значения, то есть вся ответственность за сохранение и восстановление объектов лежит на муниципалитете, то бишь администрации города Иваново. При этом, судя по репликам в прессе, УМВД толкует ситуацию несколько иначе: раз не включили в реестр памятников как отдельное здание – значит, можно сносить. Невзирая на то что существует федеральное законодательство, прямо запрещающее такие действия – неслучайно тех собственников культурного наследия, которые не имеют счастье быть силовыми ведомствами, по решению суда заставляют восстанавливать даже объекты, находящиеся в руинированном состоянии. Но УМВД уверенно говорит о сносе здания, видимо, не опасаясь каких-то телодвижений со стороны ивановской мэрии, и эта уверенность вполне обоснованна, потому что в Иванове сложилась парадоксальная ситуация: как пояснил председатель комитета по культуре Сергей Фролов, отдельной должности специалиста, занимающегося вопросами в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в городском комитете по культуре нет. Решение вопросов, касающихся объектов культурного наследия, возложено на председателя комитета и заместителя председателя комитета по культуре. Правда, уже подготовлен и проходит стадию согласования проект решения Ивановской городской думы «Об утверждении Положения «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), находящихся в собственности города Иваново и охране объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Иваново». Но пока мы имеем определенный нормативный пробел, которым можно попытаться воспользоваться… 
*** 
А, собственно, может быть, это разговор ни о чем? Может быть, действительно, здание на пр. Ленина, 37 не является чем-то таким выдающимся, это просто уродливый серый монстр (как о нём отзываются особо просвещенные товарищи) с мрачным историческим шлейфом кровавых застенков? Может, стоит поступить с ним, как немцы с разрушенным бомбежками зданием гестапо в Берлине (то есть не восстанавливать)? 
Здесь нужно остановиться на том, что Иваново по своей архитектуре кардинально отличается от соседних областных центров. Если те по праву гордятся древнерусской архитектурой и особняками XVIII–XIX веков, то в нашем городе даже те особняки, которые считаются уникальными, по большому счету представляют интерес лишь на региональном уровне. Особняк Бурылина или Маракушева, при всем уважении к архитекторам, создававшим эти объекты, – это все-таки не дом Рябушинского или Мамонтова. Хотя, безусловно, их необходимо сохранять и реставрировать. Главная ценность ивановской архитектуры, как отмечают все неивановские специалисты-архитекторы и искусствоведы, – это наследие конструктивистов и сталинский ампир (советский классицизм). О том, как оценивают «пулю» ивановские искусствоведы, можно будет прочитать чуть ниже. А пока – несколько цитат. 
«Одним из немногих новых сооружений 2-й трети 1930-х годов явилось здание ОГПУ в Иванове (1934, архит. Н.И. Кадников), в облике которого новое стилистическое направление выразилось в создании на фасаде упрощённого монументального ордера. (…) Один из крупных и выразительных памятников рубежа 1920–1930-х годов в Иванове, интересный пример подражания «красной дорике» И.А. Фомина. (…) особенно выразительна архитектура главного фасада, обращённого на проспект. Мощная, высотой в три этажа колоннада из десяти полуколонн проходит по всей длине главного корпуса; в интерколумниях помещены сдвоенные прямоугольные окна. Колоннада несёт четвертый аттиковый этаж, ленточное остекление которого эффектно подчёркивает протяженную горизонталь здания. На стыке двух объёмов в плоскости стены прорезаны в три яруса круглые окна, зрительно как бы отделяющие один корпус от другого». (Е.А. Шорбан. Государственный институт искусствознания МК РФ. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. 1998 г.) 
«Рядом с художественным музеем выделяется мрачное здание. Оформленное мощной колоннадой и облицованное темно-серой штукатуркой. Оно выстроено в 1932 году для управления ОГПУ по проекту архитектора Н.И. Кадникова. Это первая постройка, в которой приёмы конструктивизма сочетаются с элементами классической архитектуры». (А.М. Тихомиров. Иваново – Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена. 2011 г.) 
Даже в том самом акте историко-культурной экспертизы его автор Александр Снитко пишет, что здание на пр. Ленина, 37 – «один из крупных и выразительных памятников рубежа 1920–1930-х годов, пример влияния «красной дорики» И.А. Фомина» (это прямая цитата из паспорта объекта культурного наследия от 1972 года). Правда, вывод эксперта никак не клеится с этой посылкой: отмечая, что объект «имеет типичную для аналогичных зданий планировочную структуру и конструктивное решение», «не имеет мелкопластичного декоративного убранства, фактура и структура отделочного материала не играет важной роли в художественной структуре внешнего облика здания», «интерьеры здания не представляют художественной ценности», а значит, «экспертируемый объект не обладает признаками объекта культурного наследия». 
*** 
На сегодняшний день мы имеем следующую ситуацию. Область широким жестом скинула всю ответственность за дальнейшую судьбу «пули» на ивановскую мэрию. В мэрии вроде как ответственность приняли, но на сегодняшний день там просто нет специалистов, которые могли бы квалифицированно заниматься охраной объектов культурного наследия. Поговаривают, что это (и отсутствие специалистов, и отсутствие бюджетных средств на охрану памятников) происходит из-за своеобразной позиции по этому вопросу лично главы администрации Александра Кузьмичёва, который считает охрану памятников не стОящим внимания делом. В это верится с трудом, особенно если принять во внимание и образование Александра Станиславовича, и его трепетное отношение ко всякого рода историческому наследию (одна эпопея с переименованием проспекта Энгельса и площади Революции чего стоит). Впрочем, возможно, эта трепетность не распространяется на проклятое большевистское прошлое… 
Так или иначе, любые манипуляции с «серым домом» теперь потребуют согласования с администрацией города Иваново (скорее всего, с комитетом по культуре). И это будет своего рода тестом на вшивость для того, кто будет принимать соответствующее решение. Как официально сообщили нам в пресс-службе ивановской мэрии, по состоянию на 21 октября никаких обращений от УМВД по Ивановской области за разрешением на снос здания на пр. Ленина, 37 в администрацию областного центра не поступало. 
Впрочем, пока ещё не вечер. Злые, но информированные языки говорили, что целый ряд сомнительных постановлений в 2010 году были подписаны в последние недели пребывания Александра Фомина в должности главы города Иваново. Если слухи о том, что сегодня положение Александра Кузьмичёва крайне неустойчиво, верны, то именно сейчас можно ожидать подписания документов, последствия которых будут весьма прискорбны для города в целом. Прошу прощения, если кого обидела. 
*** 
Кстати, попытка понять, действительно ли Министерство внутренних дел отказывает региональному УВД в финансировании восстановления объекта культурного наследия (которым все-таки является «пуля»), бесславно провалилась. Запрос нашего издания из МВД РФ был спущен – куда бы вы думали? – в УМВД по Ивановской области. В результате мы получили следующую ценную информацию, которой спешим поделиться: 
«Руководство УМВД России по Ивановской области, в период с 2008-го по 2014 год обращалось в Министерство внутренних дел Российской Федерации о рассмотрении вопроса выделения денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ находящегося в аварийном состоянии административного здания, расположенного по адресу: г. Иваново, проспект Ленина, дом 37. 
Утверждение руководителя Отдела информации и общественных связей УМВД России по Ивановской области В.В. Радостина о том, что МВД Российской Федерации не намерено передавать земельный участок и административное здание, расположенные по адресу: г. Иваново, пр. Ленина, д. 37 на баланс Росимущества, соответствует действительности. 
В настоящее время в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проводятся мероприятия по согласованию подготовленной документации в уполномоченных органах о списании объекта и в дальнейшем проведении демонтажа конструкций здания, длительное время находящегося в аварийном состоянии. 
С учётом выделения ассигнований для строительства нового административного здания УМВД России по Ивановской области, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 47, выделение Министерством внутренних дел Российской Федерации денежных средств для проведения реставрационных работ является экономически нецелесообразным, поэтому не планируется». 
Подписано заместителем начальника УМВД по Ивановской области А.В. Тарасовым. 
*** 
Любопытна в данном случае позиция тех, кто гордо называет себя местными градозащитниками – организации «АрхДозор». Вроде бы вот оно – поле деятельности для тех, кто ратует за сохранение исторических объектов. Тем более что в данном случае речь идет не об ординарном, хотя и вполне симпатичном здании, как в случае с домом Елина, а об уникальном здании. Но «АрхДозор» молчит. Как будто ничего не происходит. Хотя на самом деле, что бы ни говорили сейчас представители УМВД, шанс спасти «серый дом» ещё есть. Как есть шанс понудить Министерство внутренних дел выделить средства на восстановление этого здания. Потому что распоряжение правительства – это не приговор, и акт историко-культурной экспертизы не является чем-то окончательным и бесповоротным. 
Схема действий достаточно простая. Привожу её специально для тех, кому небезразлична дальнейшая судьба этого объекта (может, в Иванове такие найдутся?). Первый шаг – это заказ экспертного заключения у авторитетного аттестованного эксперта из другого региона. Да, это недешёвое удовольствие, которое, по прикидкам специалистов, обойдется в сумму от 50 до 100 тысяч рублей (если те, кто так ратовал за сохранение дома Елина, скинутся хотя бы по паре тысяч, этого может хватить). Любой независимый эксперт, который не будет оглядываться на то, кто является балансодержателем здания и на которого у УМВД по Ивановской области нет рычагов влияния, наверняка даст заключение о том, что «пуля» достойна быть объектом культурного наследия хотя бы регионального значения. Этот акт направляется в департамент культуры, который обязан в течение 30 дней рассмотреть его. Если департамент согласится с выводами независимого эксперта, то будет подготовлено новое распоряжение правительства Ивановской области – уже о включении «серого дома» в реестр объектов культурного наследия. Если нет, то озабоченные судьбой сохранения культурного наследия граждане могут смело обращаться в суд. И уже суд (неважно – районный, областной или Верховный) будет принимать решение о том, достойно ли здание на пр. Ленина, 37 включения в реестр памятников истории и культуры. 
На мой взгляд, если сейчас градозащитники все-таки промолчат, то их дальнейшая деятельность будет просто бессмысленной. Можно в тишине и покое составлять электронные карты города, можно ходить на так полюбившиеся всем «Прогулки…», можно бить себя копчиком в грудь в «Твиттере» – но к сохранению культурного наследия это уже не будет иметь никакого отношения. Снос «пули» при одобрительном молчании «АрхДозора» будет похоронами градозащитного общественного движения в Иванове, полной дискредитацией этой организации. Впрочем, поживем – увидим. 
*** 
Немного о том, о чём нынешние власти, похоже, предпочитают не думать. Историки по образованию Андрей Кабанов и Александр Кузьмичёв не могут не знать, что такое слава Герострата. Генерал Никитин, как это полагается в силовых структурах, через несколько лет будет переведен из нашего региона и забудет о том, что на свете есть Ивановская область. А мы останемся жить тут. И искусствоведам, и тем, кому действительно небезразличен облик города, и тем, кто действительно ценит уникальность Иванова как города, где наследие предпринимателей времен Российской империи причудливо переплетено с авангардными экспериментами конструктивистов и торжественными аккордами сталинского ампира, нынешнее руководство города и области запомнится именно тем, что эти конкретные должностные лица допустили уничтожение одного из самых ярких памятников эпохи конструктивизма. И никакие достижения в ремонте дорог, высаживании цветочков и открытии новых предприятий не перевесят этой славы Герострата. Оно вам надо, уважаемые коллеги по истфаку? 
Ещё один момент, раз уж мы ударились в морально-этическую сферу. Если абстрагироваться от конкретных личностей, то вся история с «серым домом» схематично выглядит так (ещё раз подчеркиваю – ничего личного): в 2008 году в ходе пьянки по случаю дня рождения одного из не самых рядовых сотрудников тогда ещё милиции кто-то бросил окурок в корзину для бумаг, и здание на пр. Ленина, 37 выгорело. После чего руководство УМВД не посчитало нужным принести горожанам извинения за безобразное поведение своего сотрудника и тот ущерб, который был им нанесён облику города (и не надо здесь вспоминать пожар в медакадемии: там причиной возгорания стала неисправная проводка, что в 1996 году не было из ряда вон выходящим обстоятельством). Далее то же руководство УМВД, получив нехилые деньги из федерального министерства, направило их не на реконструкцию сгоревшей «пули» и даже не на консервацию объекта (хотя проект консервации был году эдак в 2009 даже согласован с департаментом культуры), а на строительство нового здания. Кстати, изначально, по некоторым данным, то здание, которое сегодня возвышается на улице Кузнецова, хотели построить на проспекте Ленина, на месте «пули». По счастью, не удалось. 
Так вот, идут годы, в стенах «пули», прикрытой снаружи баннерами про любовь к родному городу, растут деревья, а на её реконструкцию никто не торопится выделять деньги. Департамент культуры (в лице управления по охране памятников) периодически порывается подать в суд на УМВД по Ивановской области с требованием понудить балансодержателя привести в порядок объект культурного наследия, но грозные окрики Ольги Анатольевны Хасбулатовой (и, говорят, изрядные скандалы, которые она устраивала по этому поводу сначала Ларисе Каменевой, а потом Светлане Шмелёвой) всякий раз останавливали этот процесс. 
И вот, в этом году то же руководство УМВД (и не надо мне говорить, что фамилия у генерала уже другая – меня как налогоплательщика это не очень интересует, это проблемы самого ведомства, кто у них там как и что решил. К тому же Владислав Радостин (который сегодня так возмущается нашим запросом в МВД РФ и с пеной у рта защищает Александра Никитина, при прежнем начальнике УМВД Александре Забегалове, на которого сегодня вешают всех «пулевых» собак, занимал ту же должность начальника группы общественных связей) говорит: здание разрушается, денег на его восстановление Москва нам не даёт, потому что всё выданное раньше мы уже потратили. Поэтому давайте его снесём от греха подальше, а то рухнет кому-нибудь на голову или торговый центр построят на этом месте. 
Сложно представить, что такую позицию занял бы какой-нибудь другой балансодержатель. Разве что ФСБ себе такое может позволить (но, похоже, это ведомство, которое раньше было единственным и неповторимым хозяином «пули», для которого она, собственно, и строилась, теперь потирает руки, радуясь, что в 2008 году оно было лишь безвозмездным пользователем сего и ответственности на нём никакой нет). Сожгли по раздолбайству, не восстановили – теперь давайте снесём. И это озвучивает полиция, которую буквально полгода назад публично повозили носом по столу, когда в суде выяснилось, что никто не бил сотрудника ДПС Харанеко, а он сам за 30 миллионов взял и упал. УМВД тогда утёрлось, потеряв остатки уважения в глазах общественности, которая летом 2013 года собиралась на стихийные митинги в защиту гибэдэдэшника (немыслимое дело – гражданские активисты защищают представителя службы, давно ставшей, уж пусть извинят меня все честные сотрудники ГИБДД, одним из символов бытовой коррупции в России). Сейчас, прикрываясь отсутствием денег, то же УМВД пытается вбить в головы ивановцев идею о том, что снос «серого дома» – дело решённое (хотя это вовсе не так), и полиция – большие молодцы, потому что не допустит строительства на этом месте «ещё одного торгового центра», а просто поставит будку и забор. Вряд ли после этого имеет смысл говорить о каком-то авторитете ведомства. 
*** 
И ещё вопрос, который неизбежно возникает после ознакомления со всеми документами, определяющими судьбу дома-«пули». Ну, хорошо, нет у МВД денег на восстановление этого здания. Но давайте уже точно определим, какова его значимость для культуры Ивановской области, а возможно, и всей страны. По-честному определим, без учёта мнения собственника относительно стоимости реставрационных работ и мнения отдельных представителей УМВД по поводу архитектурных достоинств и недостатков здания. И если «серый дом» действительно так важен для понимания развития конструктивизма, придадим ему соответствующий статус и включим в федеральную программу Министерства культуры. А то у нас федерального финансирования удостаиваются почему-то одни церкви (исключение, пожалуй, составляет лишь шуйская важня). Или это компенсация за ущерб, нанесённый РПЦ советской властью? И чтобы дождаться федеральных денег на «пулю», сначала надо дожить до очередной смены общественного строя? (Это шутка, если что.) 

P. S.: Специально для собственников объектов культурного наследия (в том числе выявленных объектов): 10 октября Госдума приняла поправки в 73-ФЗ, которые в том числе запрещают снос выявленных объектов культурного наследия. Также устанавливаются требования к деятельности на территории культурного объекта: нельзя дополнительно возводить объекты капитального строительства, проводить строительные работы, за исключением работ по сохранению объекта. Это так, на заметку. 

P. P. S.: Ещё раз напомню: несмотря на то что УМВД по Ивановской области пытается сейчас убедить всех в том, что судьба «пули» решена, это совсем не так. И пусть областные власти элегантно скинули с себя ответственность, «серый дом» входит в состав достопримечательного места муниципального значения. А значит, за всё, что будет с ним происходить, несут ответственность и УМВД, и администрация города Иваново. И за снос, и за то, будет ли восстановлен этот несомненный памятник архитектуры. 

P. P. P. S.: Я прекрасно понимаю, что этот текст, как и привлечение внимания к проблеме сохранения здания на пр. Ленина, 37, вызовет большое неудовольствие руководства УМВД по Ивановской области. Ещё раз подчеркиваю: ничего личного. Только попытка добиться того, чтобы ведомство всё-таки восстановило то, что само же и уничтожило. Знающие люди уже посоветовали мне зашить карманы, чтобы чего не подбросили, и застраховать машину по каско. С каско вряд ли получится – семейный бюджет его не предусматривал. А карманами займусь в ближайшие выходные. На всякий пожарный…
25 апреля 2024
Все новости