Пролог
Владимир Власов
Ольга Маслова
Борис Большаков
Иван Михайлович, сейчас много говорят о том, что ответные санкции РФ – это благо для российских сельхозтоваропроизводителей. Насколько это верно для «Тепличного» и для агропромышленного сектора в целом?
Начнем, наверное, с «в целом». Я могу об этом рассуждать, поскольку в своё время работал в компании, занимавшейся импортом мяса, затем создавал здесь, в Ивановской области, сельхозпредприятие молочного направления, а сейчас работаю в растениеводстве.
Так вот, последствия санкций, введенных Российской Федерацией, можно разделить на несколько основных направлений, по которым был нанесен удар по импорту.
Первое – это мясо. В этом направлении ничего кардинально не изменится, потому что с начала 2000-х годов, когда в Европе бушевал ящур, мясо из Евросоюза в Россию не завозилось. Были какие-то эпизодические, ничего не значащие поставки. То есть уже лет 10 назад рынок был сформирован таким образом, что основной поток мяса шел из Латинской Америки. Если говорить о птицеводстве, то первое, что приходит в голову, – это американские куриные окорочка. Вы их часто видите в магазинах?
Нет, в Иванове в основном представлено мясо кур из нашей области, Ярославской и Московской.
Вот именно. Да, раньше американские окорочка завозились сюда вагонами, но уже давно эти потоки сошли на нет – во многом благодаря активному развитию российского птицеводства, которое сейчас почти на 100% закрывает потребности страны в мясе птицы.
Второе направление – это молоко и молочная продукция. Здесь основные позиции, которые когда-то обрушили нам рынок, – это сухое молоко и продукты переработки. Но не какие-то экзотические французские сыры, а масло и кисломолочная продукция. Немалая доля этой продукции шла из Прибалтики и частично из Финляндии. Здесь ситуация для наших производителей поменяется к лучшему, но не кардинально, потому что основными конкурентами российских производителей являются белорусы. Именно оттуда идет и сухое молоко, и цельное молоко, и продукты переработки молока. И ограничить ввоз оттуда невозможно, потому что границы практически нет, и никто не может подсчитать, сколько грузовиков прошло через Смоленск.
Третье направление, в котором как раз и произойдут основные положительные (для нас, разумеется) подвижки, – это овощи и фрукты. Конечно, картошку можно ввозить из-за океана – помнится, в советские времена её ввозили даже с Кубы. А свежие овощи и фрукты не довезёшь, особенно это касается овощей. Огурцы «живут» неделю. Их не заморозишь. Единственный метод длительного хранения, которым пользуются, например, производители из Ирана – везти их в мешках, наполненных газом. Но после доставки они «живут» 3-4 дня и затем превращаются в малоаппетитную желеобразную субстанцию. Как правило, такие огурцы покупают один раз – и больше не хотят.
Так что в растениеводстве санкции помогут отечественному производителю. Если, конечно, не будет каких-то искусственных интервенций со стороны Азербайджана и Турции, которые не попали под санкции. Но здесь надо понимать, что рынок работал по старым правилам, и никто не был заинтересован в перепроизводстве. Тех же огурцов выращивали столько, сколько потреблял рынок. И сразу резко увеличить объёмы не получится. То есть в этом году дополнительных объемов из этих стран вряд ли можно ожидать. А вот что будет в следующем году и каким образом удастся договориться, чтобы не сработать в ущерб нашему отечественному производителю, покажет время.
Если продолжать говорить непосредственно о наших конкурентах, то сейчас мы очень выигрываем даже не столько по огурцам, сколько по томатам, которые составляют основную долю нашего второго оборота. Томаты везти проще, чем огурцы, поэтому у нас были представлены томаты и из Польши, и из Голландии, и из Бельгии, и из других стран. Так что теперь конъюнктура поменялась в нашу пользу.
А цены? Многие сельхозпроизводители говорят: да, российские товаропроизводители смогут закрыть бреши на рынке. Но по более высоким ценам, потому что дотации фермерам в ЕС и США в десятки раз выше, чем в России. И это приведет к повышению цен...
Начнем с того, что цены формирует рынок. И в немалой степени здесь играют роль ретейлеры – крупные торговые сети. И мы как производители отталкиваемся от тех цен, которые они нам устанавливают. Не мы им диктуем закупочные цены – нет, это они нам говорят: мы у вас возьмем продукцию по такой-то цене…
И ещё заплатите бонус за вход…
Как правило, да. И ещё два месяца ждите своих денег. А потом на Новый год, 23 Февраля и 8 Марта нам подарки сделайте, по 10 тысяч долларов пришлите. И какую-нибудь акцию сделайте обязательно, чтобы подешевле было…
То есть в данном случае мы к формированию цены не имеем никакого отношения. Потому что мы находимся в таких условиях, когда нам говорят: по такой цене мы возьмем, а вот по этой – нет. И это свидетельствует о том, что наши торговые сети были ориентированы именно на европейскую продукцию и никоим образом не на отечественного производителя.
Что касается государственных субсидий… Поддержка отечественного производителя, безусловно, существует всегда. Но она может быть в разных формах – и в виде субсидий, и в виде таких ограничительных мер. Ведь в свое время эти меры активно применялись.
Я думаю, что не нужно зацикливаться только на выделении денег производителям. Хотя и мне бы хотелось их получать (впрочем, наше предприятие под субсидирование не очень попадает). Мне кажется, что достаточно планомерных, продуманных ограничительных мер. Давайте закроем рынок от импортного продукта, тем более что ни для кого не секрет, что он не самого высокого качества. Не секрет также, что товар, который мы видим в магазинах в той же Европе, очень сильно отличается от того, который из этой же Европы поставляется к нам. Почему бы не ограничить его ввоз?
К тому же у нас сейчас очередной кризис ликвидности, и проблемы с финансированием есть во всех отраслях. Но если государство не может выделить дополнительные средства из бюджета, то давайте ограничивать импорт.
Вопрос о допуске продукции местных производителей на полки магазинов торговых сетей поднимался не раз, в том числе на уровне областного правительства. Но это ни к чему не привело.
Да и не могло привести. В рамках области ничего поменять невозможно, потому что на областном уровне у нас есть «РИАТ», «Торговая лига», «Как раз». Но не они на этом рынке делают погоду. Основными игроками являются крупнейшие федеральные сети – «Х5», «Магнит» и другие. С ними нужно решать вопросы на федеральном уровне.
Решать с помощью закона о торговле или какими-то директивными указаниями на уровне, скажем, председателя правительства РФ? Какой может быть механизм воздействия на сети?
Здесь много вариантов. Можно законодательно ограничить торговую наценку – были же такие нормы когда-то. А сейчас все вожжи отпустили – пожалуйста, какую хочешь наценку, такую и ставь. Можно и по-другому. Можно посмотреть, как защищают своего производителя в той же Европе, и позаимствовать их методы.
Сами ретейлеры говорят, что основные претензии к местным товаропроизводителям касаются фасовки и маркировки продукции. Аграрии на это отвечают, что на закупку соответствующих линий нужны деньги, а мы все закредитованы и банки новых кредитов не дают. Получается, что одни не могут, а другие не хотят – почти революционная ситуация?
Ну дайте вы заработать этому фермеру – и он закупит оборудование. Вот и всё. Или возьмет в лизинг. Если он будет понимать, что таким образом у него сбыт ещё увеличится, он наверняка найдет вариант решения проблемы отсутствия денег. Без сомнения, и банки должны повернуться лицом к сельхозтоваропроизводителю, существует государственный Россельхозбанк и подход с сельхозпредприятиям у него должен быть особый.
То, что сейчас происходит в сельском хозяйстве, действительно представляет печальную картину. И действительно, все хозяйства закредитованы и занимаются только тем, что затыкают дырки. Понятно, что тут не до фантазий, не до новой техники и оборудования. Но есть масса вариантов, как исправить ситуацию – было бы желание у государства. Мне, например, очень понравился в свое время метод, который применил украинский премьер-министр Лазаренко. В 1990-х годах всё сельское хозяйство Украины работало ещё на старой советской технике. Лазаренко выяснил, что потери зерна при этом составляют 20% и более, а при использовании современной зарубежной техники – меньше 2%. И он ввёл механизм, когда государство выкупало у аграриев продукцию, а взамен предоставляло новую сельхозтехнику. Причем платежи за неё находились в рамках стоимости тех 18% зерна, которое сохранялось при применении новой техники. И все оказались в выигрыше. Государство смогло предоставить фермерам современную технику, фермеры смогли работать, увеличить свои урожаи, уменьшить потери и расплатиться с государством. Почему бы не применять этот механизм?
Не надо далеко ходить, смотреть, что происходит в Новой Зеландии или ещё в каких-нибудь экзотических странах. У нас есть рядом Беларусь. Там с сельским хозяйством всё в порядке. Почему?
А почему многие российские потребители предпочитают белорусские продукты? Потому что батька Лукашенко жестко блюдёт ГОСТы и никакой химии в белорусских продуктах нет. И они постепенно заполоняют российский рынок.
Так и давайте вернём обязательное применение ГОСТов. Никому от этого хуже не будет. Даже в конечном итоге тем же самым производителям. Они не будут использовать химические добавки и, скажем, несвежее мясо механической обвалки для производства той же колбасы и сосисок. Ведь всё это используется не для того, чтобы снизить цену, а для того, чтобы быстро заработать.
Но это тоже сфера государственного регулирования?
Конечно. И сейчас, пожалуй, неплохой момент для того, чтобы отладить всю систему государственного регулирования в сфере производства и реализации продуктов питания. А для этого, естественно, нужна политическая воля. Есть ли она – покажет ближайшее время.