Последние
новости
Власть

Новые ЛИАЗы большой вместимости уйдут на 7-й маршрут?

Очень странный договор аренды
Автор: Анна Семенова
8 мин
29 февраля, 2024
Вечером 27 февраля пресс-служба правительства Ивановской области наконец-то сообщило о дальнейшей судьбе 24 автобусов большой вместимости, которые были закуплены на федеральный казначейский кредит. Оказалось, что их передадут по договору аренды частному перевозчику (одному, да, а не нескольким, как можно было бы подумать, прочитав пресс-релиз – потому что все 24 автобуса выставлены единым лотом).
внутрь.jpg
Фото: официальный сайт правительства Ивановской области
На ГИС Торги действительно размещено извещение об электронном аукционе на право аренды 24 автобусов ЛИАЗ. Арендодателем выступает департамент управления имуществом Ивановской области.

Начальная цена лота 42 млн 379 тысяч 800 рублей – это размер арендной платы за год, поскольку договор аренды планируется заключить на 1 год (ага, иначе придется его регистрировать). Заявки принимаются с 28 февраля до 19 марта, торги пройдут 21 марта.

Интересно, что в документации указано: автобусы передаются в аренду для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по следующим улицам городского округа Иваново: ул. Любимова, ул. Шубиных, пр. Строителей, ул. Лежневская, ул. Марии Рябининой, ул. 10 Августа, пр. Ленина, ул. Люлина, ул. Полка «Нормандия-Неман». То есть по маршруту №7, одному из самых прибыльных в городе. Кстати, мы озвучивали эту версию еще в прошлом году.

На этом месте могут заплакать те, кто думал, что новые большие автобусы будут возить пассажиров по другим маршрутам, где они тоже необходимы. Удивительно, что авторы пресс-релиза вводят людей в заблуждение, заявляя, что «новые автобусы большой вместимости будут работать на городских маршрутах в Иванове», хотя на самом деле работать они будут только на одном маршруте.

Но это все мелочи – если почитать проект договора аренды, складывается впечатление, что его разработчики сделали всё, чтобы ни один перевозчик в здравом уме на участие в аукционе не заявился.

Например, размер арендной платы запредельный. Простой расчет показывает, что в месяц только аренда одного автобуса будет стоить больше 147 тысяч рублей. Плюс обязательное страхование каско – это порядка 200 тысяч рублей за автобус в год, то есть единовременно перевозчику надо будет выложить почти 5 млн рублей.

Перевозчики говорят, что если брать ЛИАЗы в лизинг, платеж получится примерно таким же. А дополнительные требования у лизинговых компаний даже более мягкие, чем у правительства Ивановской области. Так что если бы была необходимость, выгоднее было бы заключать договоры лизинга, и в результате получить машину в собственность. А не заключать договор аренды с властями на драконовских условиях.

Поскольку на 7-м маршруте работают несколько перевозчиков, можно было бы предположить, что один из них выигрывает торги, получает автобусы в аренду и далее заключает со своими коллегами по маршруту договоры субаренды. Но нет: субаренда запрещена отдельным пунктом проекта договора, и за нарушение предусмотрен нехилый штраф в размере 1/3 годовой арендной платы.

Получается, что в областном правительстве хотят реализовать следующую схему: кто-то из перевозчиков (злые языки говорят, что это будет «Транслайн» или какая-то другая фирма Сергея Абрамова) берет в аренду все 24 автобуса и каким-то волшебным образом вытесняет с 7-го маршрута других перевозчиков. Сделать это можно разве что замордовав этих самых других перевозчиков проверками и предписаниями. Ну или уговорив их добровольно сдать свидетельства на маршрут.

Интересный момент: в пресс-релизе правительства начальник областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Вавринчук делает странное заявление. «В связи с тем, что поступает большое количество обращений жителей с просьбой как можно быстрее выпустить новые автобусы на улицы города, принято решение заключить промежуточный краткосрочный договор аренды, который будет действовать до момента определения основного арендатора», – подчеркивает он.

Занятно будет посмотреть, с кем именно и на каком основании этот краткосрочный договор будет заключен. Потому что есть основания полагать, что с тем же перевозчиком (или группой компаний, принадлежащей одним и тем же лицам) будет заключен и основной договор аренды.

Очень хочется посмотреть на отважного арендатора, который, похоже, берет на себя очень серьезные риски. Например, не факт, что прибыль от работы на 7-м маршруте покроет расходы на аренду и эксплуатацию новых автобусов. По подсчетам перевозчиков, если на 7-й маршрут выставить все 24 автобуса, то они будут ходить с интервалом в 5 минут. Достаточен ли будет пассажиропоток, чтобы оправдать затраты? Предположим, несколько автобусов будут оставаться в резерве – чтобы заменить сломавшуюся или попавшую в ДТП машину. Тогда интервал увеличится. Но платить аренду за эти резервные автобусы придется в том же объеме, что и за те, что работают на маршруте. А количество перевезенных пассажиров может снизиться, поскольку люди будут выбирать другие маршруты, идущие в нужном направлении.

Кроме того, есть большие вопросы по инфраструктуре для такого класса автобусов. В городе и ближайших пригородах всего две газовые заправки (а 23 автобуса работают на метане), причем к одной из них – на ул. Станкостроителей – низкопольные автобусы просто не смогут проехать из-за чудовищного состояния подъездных путей. То есть 23 автобуса надо будет заправлять на одной заправке, и для этого придется нанимать отдельный штат водителей, которые ночами будут стоять в очереди на АЗС. Есть проблемы с мойкой и обслуживанием, поскольку, по словам перевозчиков, после банкротства ПАТП-1 в Иванове не осталось сервисов с ямой для таких автобусов.

Еще проблема, о которой говорили многие перевозчики, с которыми мне удалось пообщаться, - это кадры. Водители, привыкшие к ПАЗам и маршруткам, отказываются работать на автобусах большой вместимости. Переучивать их некогда и не на чем. Впрочем, водителей можно понять: если не впишешься в поворот на наших зауженных сугробами дорогах, то и у тебя, и у директора организации-перевозчика начнутся большие проблемы. С одной стороны, запчасти дороги и ждать некоторые из них приходится очень долго (например, доставку необходимых запчастей для одного из сломавшихся по пути в Иваново автобусов надо ждать три месяца). С другой – в договоре аренды указано, что арендатор не вправе без предварительного письменного согласия арендодателя производить разборку и ремонт имущества, осуществлять любое иное вмешательство в его конструкцию и устанавливать на него дополнительное оборудование. Видимо, даже сменить зимнюю резину на летнюю можно только получив письменное согласие департамента управления имуществом.

В общем, получается странная история, которая не вписывается ни в какие рамки – ни законодательства, ни здравого смысла. И версия, что все это делается не от большого ума, а оттого, что Дмитрий Вавринчук полгода назад сдуру пообещал губернатору, что уже в конце зимы или весной автобусы выйдут на маршруты и что всё будет красиво, кажется все более и более обоснованной. Сроки поджимают, на носу важные события, а у нас еще автобусы неоприходованные стоят. Отсюда и какие-то судорожные попытки заключить непонятный краткосрочный договор «по просьбам трудящихся», и абсолютное отсутствие расчета экономической эффективности для арендаторов, и пофигизм в отношении инфраструктуры. Главное – показать губернатору, что на дорогах есть такие автобусы. А что с ними будет через неделю, месяц, полгода – разберемся потом. 400 миллионов освоены, к пуговицам претензии есть?

В общем, очень, очень печальная картинка получается. Сплошные потемкинские деревни, которые через полгода-год превратятся в аналог печально знаменитых кинешемских скамеек или юрьевецких изысков от «Стрелки». А жаль – все-таки очень хочется, чтобы система общественного транспорта в Иванове приобретала бы какие-то черты цивилизации. Но, видимо, не при этих чиновниках, курирующих вопросы транспорта.
27 апреля 2024
Все новости