«Слухи и факты» писали.
Как информирует комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия, ФГКУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», выступающее от имени Российской Федерации, объявило конкурс на разработку проектной документации для проведения реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Крестовоздвиженская, с росписью, и колокольня», Ивановская обл., п. Палех, ул. Ленина, 16А.
Согласно проекту государственного контракта работы должны быть завершены до конца 2021 года.
Крестовоздвиженская церковь расположена на гребне пологого спуска к реке, в центре торговой площади поселка Палех и определяет панораму поселка с реки и господствует в окружающем пейзаже. Построена в 1762-1774 гг. мастером Егором Дубовым.
Объект является одним из ярких памятников, воспроизводящих сравнительно редкий тип храмов нарышкинского барокко (с аттиковым ярусом), встречающихся в южных районах области.
Церковь состоит из четырех приделов: главный – под пятиглавием (Крестовоздвиженский); к нему пристроено два боковых (Казанский и Никольский); четвертый – верхний (Михаила Архангела). Колокольня соединяется с храмом папертью. На наружной восточной стене храма композиция «Воздвижение креста», выполненная братьями Салапиными в середине XIX века. На западной стене выложена кирпичом надпись с именем строителя – Егор Дубов.
Убранство храма, находящиеся там произведения древнерусской живописи, создали ему славу музея еще в начале 20-го столетия.
Роспись церкви исполнена между 1807 и 1812 гг. в смешанной технике с применением графьи. Авторами ее, предположительно, были московские художники П. и М. Сапожниковы. Крестовоздвиженская церковь является значительным памятником палехской школы живописи, в стиле которого соединены приемы барокко и классицизма и в то же время сохранены традиции древнерусской иконописи. Настенные росписи в храме профессор искусствоведения А.В. Бакушинский назвал «последней великой стенописью, завершающей цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции».
Главный иконостас выполнен в 1907 г. в самарской мастерской братьев И.В. и В.В. Белоусовых. Это необычное произведение является блестящей стилизацией в духе барочных иконостасов 2-й половины XVIII в., что встречается достаточно редко в искусстве начала XX в.
1000inf.ru