Юрист, музыкант и отец шестиклассника Максим Никонов разместил в фейсбуке яркую реплику о школьном протесте. Под словами Максима, уверен, подпишется любой адекватный родитель, а о подобной ситуации может рассказать практически любой ивановский школьник – из тех, кого ещё окончательно не затравили и не запугали.
Максим специально не написал, в каком конкретно учебном заведении это произошло, и я предлагал раскрыть тайну читателям сайта, но натолкнулся на отказ. Говорить о трусости в данном случае не приходится – слишком хорошо знаю автора – и, мне кажется, я понял его мысль.
Если указать номер школы, событие станет проблемой отдельно взятого учебного заведения, а так – некая модель, в реальности которой вряд ли кто сомневается. Хотя чинуши от образования и пропагандисты из департамента внутренней политики со мной не согласятся, но бог им судья. В конце концов, что меняет для меня знание номера учебного заведения и фамилии директора? Руководство школы, в которой это произошло, знает, что всё написанное ниже – правда, и я с удовольствием дам возможность прокомментировать текст Максима. Напишите мне, уважаемые педагоги или позвоните. Расскажите, как такое стало возможно или почему не правы, возмущаясь вместе с Максимом Никоновым.
Алексей Машкевич, главный редактор www.1000inf.ru
А вот текст родителя Никонова:
Про школьные протесты
Я очень редко пишу про школьные будни моего чада, но тут прям повод.
Надо отдать должное, перед митингами конца января у нас не было никаких воспитательных рассылок. Но, тем не менее, любая протестная активность – это жупел для учителей, увлечённо рассказывающих на уроках про декабристов, Чацкого и проверяющих сочинения типа «Отчего люди не летают, как птицы?».
С этого учебного года какой-то альтернативно одарённый гений из минобра решил, что детям в 6 классе нужен новый предмет. И это не английский или информатика. Это французский язык. Французский, Карл!!!
На этих уроках учитель и ученики по негласному соглашению симулируют образовательный процесс. По отзывам детей, мэтр на уроках слушала музыку в наушниках, а потом щедро расставляла двойки за проверочные работы.
И дети подготовили #протест.
Нет, не митинги и погромы. И даже не кнопку на стул. Они распечатали лист с заголовком «Протест» против учителя такого-то, собрали подписи учеников и отдали классному руководителю.
Дальше учителя повели себя как мудрые и опытные педагоги: разобрались в ситуации и урегулировали инцидент, показав пример взрослой позиции в конфликте.
Ага. Щаз.
Классрук поступил с оказанным детьми доверием очень своеобразно – доложил о «протесте» директору и отказался от класса. Дети всем классом трижды подходили к нему извиняться, но руководитель остался непреклонен.
Потом учитель с завучем устроили детям выволочку – вплоть до того, что проверяли, кто где зарегистрирован по месту жительства (выявляли, кто не относится к району школы). Выясняли, чья идея, кто распечатал лист, кто и как собирал подписи, вынуждали подписантов признаться в угрозах от зачинщиков.
Дальше серия множественных инфарктов случилась у мамочек в родительском чате. Общий настрой был предсказуем: слишком много прав у детей, а всем, кто не согласен – надо валить в свою Америку (в другую школу то есть).
Затем к разбору полётов подключились другие учителя, и даже родители «главных подозреваемых». Подняли парня и при всём классе заставили рассказывать, о чём он думал, и как его запугал одноклассник – буквально устроили очную ставку, искали свидетелей.
«Вам 12 лет, любое слово может быть использовано против вас!»
«У вас в классе протест, ребята! Вы как живёте-то?»
«На каждого ученика есть личное дело, и теперь все ваши записки, расписки, заявления будут туда прикладываться. Поймите это правильно – это не шутка. И дальше перед каждым ребёнком вынесут это портфолио и будут смотреть, что он из себя представляет: а вот этот был зачинщиком этого, а он дальше нужен нам? А дальше пойдёт отбор, по каждой голове. Подумайте сейчас на счёт протестов. У вас только одна обязанность – учиться отлично». «Вот от этого и рождаются протесты. А если бы вы целыми днями сидели бы учили, вставали бы только полдевятого вечера, ни в одной голове бы эта фигня не родилась. У вас очень много свободного времени».
Дети в этой беседе оказались на голову выше взрослых. Смелее, умнее, дружнее и честнее. На них орут, затыкают, давят, пытаются вбить клин, убедить, что все проблемы надо решать один на один с учителем и ни в коем случае не протестовать – а дети стоят друг за друга горой, защищают товарищей, пытаются донести до взрослых произошедшую несправедливость.
В итоге взрослые скатываются к беспомощному аргументу «закрой свой рот» (это не учитель, это мама зачинщика решила при всём классе поставить своего оправдывающегося сына на место).
Какие-то гнетущие у меня впечатления от всей этой истории. И даже не потому, что в школе на ровном месте раздули скандал из-за ерунды. А вот почему: детям настойчиво вбивают в головы чувство вины за то, что они посмели сплотиться и обратиться с «официальной бумагой» к руководителю. Их убеждают, что произошло что-то плохое, стыдят и называют наглецами, ищут виноватых, пугают отчислением. Школа преподала ученикам отличный урок российской гражданственности, столкнув их с микромоделью отношения государства к любым недовольным и несогласным.
В очередной раз убедился, что учителя не верят в то, чему учат на своих же гуманитарных уроках.
А кто может быть несчастнее, чем человек, зарабатывающий тем, во что не верит?
Общество
О школьном протесте
Рассуждения юриста Максима Никонова
Автор: Алексей Машкевич
6 мин
15 февраля, 2021