Последние
новости
Общество

Сергей Кустов и Алексей Машкевич о праздничном вбросе фейков

О региональных СМИ, рейтингах и телеаудитории
Автор: Алексей Машкевич
7 мин
18 января, 2021
Незаметно прошёл профессиональный журналистский праздник – День российской печати. При прошлых губернаторах в этот день власти как-то вспоминали о существовании журналистского сообщества, встречались с пишущей и снимающей братией и, пусть не всегда искренне, говорили какие-то слова о четвёртой власти. Теперь тишина – губернатор Воскресенский не раз говорил, что с его точки зрения в Иванове СМИ нет. А нет СМИ, нет и праздника. И журналистское сообщество веселится само, как может, навешивая на себя медальки и раздавая титулы.

Михаил Мокрецов опубликовал у себя на сайте занятные рейтинги местных изданий – свой и от Яндекса. И если с рейтингом Яндекса всё понятно – он основан на объективных показателях – то личный рейтинг Михаила вызывает улыбку. Михаил, как всегда, легко передёргивает факты, подстраивая их под свои неоднозначные умозаключения. Выстраивая рейтинг средств массовой информации, например, делает вид, что не знает (а может, и на самом деле не знает), что действие свидетельства сетевого издания «Курсив» давно прекращено. Мелочи для Мокрецова несущественны, ведь рейтинг опубликован для того, чтобы читатели узнали мнение Михаила о собственном сайте. Оказывается, он делает «самое интеллектуальное ивановское СМИ».

Если честно, сначала я смеялся, а потом задумался: может, сам живу по каким-то старым критериям и чего-то упустил, Мокрецов прав. Плевать на факты, периодически менять доменные имена, публиковать откровенные доносы на местный бизнес и в открытую обслуживать «контору» – это ли не признак интеллекта в наше непростое время?

Так что спасибо, господин Мокрецов, за проделанную работу: и интернет-издания отрейтинговал, и повеселил, и повод для размышления дал.

Алексей Машкевич, главный редактор 1000inf.ru

Мокрецов не один в январе баловался рейтингами. В соцсетях и телеграмм-каналах гуляла вот такая картинка.

ТВ Аудитория.jpg
Я попросил главного редактора телеканала «БАРС» Сергея Кустова прокомментировать её. Вот что он рассказал. 

Кустов.jpg
Фото: Варвара Гертье
На днях с подачи руководства ивановского филиала ВГТРК в интернет была вброшена «картинка» о телевизионной аудитории в Иванове, согласно которой суточная аудитория телеканала «Барс» составляет 1100-1200 человек, а у «Россия-1 ГТРК Ивтелерадио» - 8600-8800.

Авторы вброса не могут не знать, что эта картинка не имеет никакого отношения к предметной области – то есть к реальной аудитории каналов. Данные цифры – это не более, чем математическое упражнение; это обработка BigData, которая показывает количество виртуальных людей, которые смотрят телевизор круглосуточно. Как мы понимаем, таких зрителей в природе не бывает, и даже пропорции здесь строить глупо.

Самое смешное, что цифры из этой картинки прямого отношения и к «Ивтелерадио» не имеют, поскольку анализируют суточное вещание телеканала «Россия-1», в котором программы «Ивтелерадио» (судя по публикуемой тв-программе) занимают только 70 минут. И если продолжить извращенную трактовку BigData, то аудитория самого «Ивтелерадио» составляет - пропорционально эфиру - 5% от 8600 человек, то есть 430 человек. (А может быть и 200, и 100 – если программы «Россия-1» перетянули на себя аудиторию).

Вряд ли руководство ивановского филиала ВГТРК хотело вбросом этой картинки так опустить свой рейтинг, где суточная аудитория программ «Ивтелерадио» получается в 3 раза меньше, чем у «Барса».

Вместе с тем, как я и указал выше, такие математические упражнения с BigData далеки от реальности, и ни о чем не говорят.

В Иванове телезамеры периодически проводит компания MediaHills – ее система отслеживает аудиторные показатели телеканалов по технологии RPD путем сбора данных о переключении телеканалов зрителями у IPTV-операторов связи (например, «Ростелеком» или «Билайн»).

RPD-исследования проводятся не на небольшой выборке, а на аудитории в 5-6 тысяч телевизоров. И это не социологические замеры, когда проводится опрос зрителей, а точные цифры, получаемые в реальном времени напрямую с телевизора. Далее результаты замеров IPTV-операторов перекладываются на доли вещания в разных средах (эфир, кабель, спутник) - и здесь есть некие допуски, поскольку показатели этих долей базируются уже на опросах.

Исходя из замеров MediaHills (4+, Ивановская область) охват телесмотрения в декабре праймовых выпусков «Губернии» на телеканале «Барс», (а также суммарно – с учетом повторов) выглядит следующим образом (позиции выстроены от максимального охвата в прайме – к минимальному):

Барс.jpg
Не вся аудитория досматривает выпуск от начала до конца (тем более выпуск «Губернии» в 1,5-2 раза дольше, чем, порой, у ивановских «Вестей»); процент досмотра колеблется в диапазоне 40-60%.

Следует при этом учитывать, что «средний» зритель не смотрит «Губернию» каждый день; таким образом общий охват телесмотрения канала в регионе выше, чем показатели выпуска «Губернии» в конкретный день.

Так, в апреле 2020 года (в разгар пандемии) охват новостных выпусков достигал и 165 тысяч домохозяйств в сутки, а по темпам роста аудитории в пандемию «Барс» вошел в пятерку региональных телеканалов России (по тем же замерам MediaHills).

Выпуски самого популярного проекта канала – «Губерния. Итоги» - достигали в декабре 2020 охвата только в прайме в 144 тысячи зрителей.

Было бы интересно, конечно, сравнить показатели программ «Ивтелерадио», однако в настоящее время они скрыты за цифрами «материнского» канала «Россия-1» и реальных данных нет, что бы кто ни говорил.

Во-первых, потому что данные по телеканалу «Россия-1» рассчитываются вместе со спутниковой аудиторией (которой у «Ивтелерадио» нет). Во-вторых, у большинства IPTV-операторов есть два телеканала «Россия-1» - с региональными врезками «Ивтелерадио» и без них; и порой неясно, какой из них замеряется. На выходе мы получаем замеры по двум каналам, да еще и с несуществующей для региональных врезок спутниковой аудиторией - то есть цифры явно неточные (Эта проблема, кстати, не решена и для других федеральных каналов с региональными врезками рекламы).

Вместе с тем я считаю, что реальная аудитория программ «Ивтелерадио», разумеется, не 430 человек, и не 8600. Полагаю, что «Ивтелерадио» не только догоняет «Барс», но порой где-то и обгоняет его по показателям (как и наоборот) – это нормальная конкурентная ситуация; от нее выигрывают в первую очередь зрители.

Но вбрасывать при этом картинки, которые ни о чем не говорят, а только наносят ущерб региональному телевизионному рынку, (тем более вбрасывать их со стороны участника этого рынка) – на мой взгляд, абсолютно непрофессионально.

Сергей Кустов, главный редактор телеканала «БАРС»
15 декабря 2024
Все новости