Снегопады конца декабря заставили всех ивановцев вспомнить про МУП САЖХ – предприятие, которое обеспечивает уборку городских дорог и тротуаров. Вспоминали, понятное дело, очень разными словами, как это всегда бывает, когда на дорогах начинаются заторы. В очередной раз всплыла на свет божий мысль о том, что муниципальные предприятия всегда работают не ахти, а вот если отдать этот рынок частникам, то дороги будут загляденье.
Тезис сомнительный, на мой взгляд – но сейчас речь не об этом, а о том, почему МУП САЖХ фактически является монополистом, и никаких конкурентов ему на аукционах по оказанию услуг по содержанию ивановских дорог не наблюдается в принципе. И не появится, кстати, если городские власти продолжат реализовывать схему, о которой причастные рассказывают давно, но неофициально. Официально и публично ее недавно озвучил на декабрьских заседаниях ивановской городской думы депутат от «Справедливой России» Леонид Денисов. Есть подозрения, что этот скелет из шкафа он вытащил не из-за того, что очень справедливый, а потому, что в курсе маленьких хитростей городских властей – с мая 2018 года по июль 2019-го был начальником правового управления мэрии (а немного раньше – с июля 2015-го по январь 2017 года – руководителем аппарата гордумы).
Так вот, Денисов обратил внимание на то, что вместе с другими поправками в бюджет областного центра на 2020 год мэрия предложила (а депутаты в итоге одобрили) выделить 7,5 млн рублей на увеличение уставного фонда МУП САЖХ. Такие «взносы» из бюджета САЖХ получает регулярно (не считая закупки спецтехники за счет средств городской казны): по данным, предоставленным депутатам, за последние 2,5 года муниципальное предприятие таким образом получило 31,5 млн рублей без учета последнего вливания. За что, спрашивается, такое счастье посреди полного здоровья?
В мэрии отмечают, что право увеличивать уставной фонд МУПа собственнику, то есть городу, дает 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», и деньги направляются исключительно на погашение кредиторской задолженности МУП САЖХ. Данных о кредиторской задолженности предприятия на официальном сайте ФКУ мэрии обнаружить не удалось, но за 2019 год предприятие получило убыток в 49 млн рублей. Убытки стали хроническими с тех пор, как МУП САЖХ объединили с СМП по уборке города и именно САЖХ стало участвовать в торгах на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту объектов улично-дорожной сети.
По версии Денисова, 161-ФЗ, на который ссылаются представители горадминистрации, предполагает увеличение уставного фонда МУПов только за счет имущества, которое передается предприятию. Ещё Бюджетный кодекс позволяет выделять предприятиям, принадлежащим городу, деньги на строительство капитальных объектов. Но никак не на погашение долгов.
Далее Денисов заявил, что предприятие получает убытки от выполнения муниципальных контрактов, которые возмещают «средствами горожан, которые и так нищают день ото дня» (имеются в виду средства бюджета города).
Если версия верна – а основания предполагать есть – то получается интересная схема. Чтобы не обанкротиться, МУП САЖХ должен получать муниципальные контракты на уборку города – других источников средств у предприятия нет. Но чисто теоретически на торги могут выйти и частные предприятия. Чтобы отсечь конкурентов и отбить у них желание участвовать в торгах, заказчик устанавливает (причем официально – постановление о тарифах на услуги по зимнему и летнему содержанию улично-дорожной сети подписывает глава города и они публикуются в открытых источниках) стоимость работ заметно ниже экономически обоснованной. На торги выходит только САЖХ, получает муниципальный заказ и влезает в убытки при его выполнении. А город потом нехитрым способом выделяет деньги «на увеличение уставного фонда», фактически субсидируя муниципальное предприятие.
Может действительно, это единственный способ гарантировать, что спецтехника на улицы города будет выходить, и последствия снегопадов не будут разгребать неделями, как еще не так давно, при Алексее Хохлове (я прекрасно помню зиму 2015 года, когда даже на центральных дорогах днище машины периодически скребло по снегу). Но схема странная и, на первый взгляд, противоречащая, в том числе, антимонопольному законодательству. И уж в любом случае не способствующая экономии бюджета города. А 40 миллионов за 2,5 года для закредитованного бюджета города – это очень и очень немало.
Другой вопрос, зачем Денисов педалирует эту тему именно сейчас, настойчиво взывая к прокуратуре (правда, представитель прокуратуры Ленинского района на заседании комитета по бюджету сделал вид, что этих призывов не слышит). Ну и да, интересно, какое еще грязное белье вытащит на свет экс-чиновник, задетый за живое в 2019 году увольнением из мэрии.
Бизнес
МУП САЖХ навсегда
Почему ивановские дороги не будут убирать частники