Подробнее в самом заключении.
Заключение
по вопросу правомерности действий, направленных на ограничение въезда на территорию Ивановской области граждан, постоянно проживающих за пределами области и не имеющих при себе справки об отсутствии заболевания новой коронавирусной инфекции
В связи с многочисленными публикациями в СМИ и обращениями граждан с информацией о случаях создания препятствий со стороны органов внутренних дел при въезде на территорию региона без справки об отсутствии заболевания новой коронавирусной инфекции со ссылкой на п. 5.1. Указа Губернатора Ивановской области № 23-уг от 17.03.2020 (в редакции Указа от 05.06.2020 № 69-уг), Совет Ивановского регионального отделения Ассоциации юристов России, изучив нормы, регулирующие данные правоотношения (Конституция РФ, Федеральный закон №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закон РФ № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Указ Президента РФ №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Постановление Правительства РФ № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", Указ Губернатора Ивановской области № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности"), а также акты Конституционного Суда РФ, разъясняющие реализацию конституционного права граждан на свободу передвижения (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 №4-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 №9-П),
представляет следующее заключение по вопросу правомерности таких действий.
Действительно, абзацем вторым п. 5.1 указа Губернатора Ивановской области № 23-уг от 17.03.2020 (в редакции указа от 05.06.2020 № 69-уг) установлено:
«5.1. Обязать лиц, прибывающих в Ивановскую область любыми видами транспорта из других субъектов Российской Федерации:
обеспечить свою изоляцию по месту проживания (пребывания) на 14 дней со дня прибытия в Ивановскую область, в случае пребывания на территории Ивановской области менее 14 дней - в течение всего периода пребывания. В случаях, когда период пребывания на территории Ивановской области составляет менее 14 дней, необходимо иметь при себе справку об отсутствии заболевания новой коронавирусной инфекцией (документ, подтверждающий отрицательные результаты лабораторных обследований в отношении новой коронавирусной инфекции (COVID-19)), выданную не ранее чем за 5 дней до даты въезда на территорию Ивановской области. В случаях, когда режим изоляции соблюдается по месту проживания (пребывания) совместно с иными лицами, на всех совместно проживающих с ними лиц распространяется требование об изоляции на 14 дней».
Как следует из буквального прочтения, в данной норме устанавливаются дополнительные обязанности для въезжающих на территорию региона граждан по самоизоляции от окружающих в зависимости продолжительности пребывания на территории Ивановской области, а также предписание обязательного наличия документа об отрицательных результатах лабораторных тестов на новую коронавирусную инфекцию в случае пребывания в регионе менее 14 дней.
При этом необходимо иметь ввиду, что ни в данной норме указа, ни в каких-либо иных нормативных актах нет не содержится указаний на такие последствия отсутствия справки, как ограничение прав граждан на въезд в Ивановскую область без данного документа. В то же время, как следует из указанных в преамбуле настоящего заключения норм законодательства и неоднократно заявленной позиции Конституционного Суда РФ, право на свободное передвижение граждан РФ является одним из основополагающих конституционных прав, гарантированных нормой ст. 27 Конституции РФ, ограничение которого, в случаях, установленных федеральным законом, должно следовать не из домыслов и предположений, а, в случае установления, четко быть предусмотренным соответствующей нормой права, изданной в пределах компетенции соответствующего органа власти.
Оставляя за пределами настоящего заключения вопрос полномочий Губернатора региона устанавливать ограничения права передвижения граждан в виде запрета на въезд на территорию области без того либо иного документа, ввиду отсутствия, как заявлено выше, такого ограничения в нормах регионального законодательства на сегодняшний день, приходим к выводу о недопустимости действий любых должностных лиц по препятствованию въезда граждан на территорию Ивановской области вне зависимости от места их постоянного проживания в случаях отсутствия у последних справок с отрицательными анализами в отношении новой коронавирусной инфекции.
Учитывая изложенное:1. Призываем соответствующих должностных лиц, в частности, сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих контроль на границах региона, прекратить необоснованное и противозаконное нарушение конституционных прав граждан на свободу передвижения по территории Российской Федерации.
2. Обращаем внимание контролирующих законность органов власти региона на необходимость принятия мер, обеспечивающих на территории Ивановской области соблюдение конституционных прав граждан на свободное передвижение.
3. Должностным лицам органов власти и cредствам массовой информации в целях избежания недостоверного информирования населения предлагаем воздержаться от расширительного толкования норм Указа Губернатора 23-уг как ограничивающих права граждан на въезд на территорию Ивановской области при отсутствии справки с отрицательными тестами в отношении новой коронавирусной инфекции.
Председатель Совета Ивановского регионального отделения Ассоциации
М.В. Геллер