Анна Семенова
В последнее время только очень ленивый журналист или блогер не сравнивал врачей, работающих в инфекционках, с бойцами на передовой. И мало кто вспоминает об учителях, которые оказались в положении всем обязанных и во всем виноватых. Вернее, о них вспоминают – как правило, для того чтобы бросить камень и рассказать о тяжкой доле родителей, вынужденных в режиме самоизоляции днями и ночами делать уроки с детьми. В сети полно постов о том, что педагоги вместо онлайн-уроков ограничиваются заданиями в электронных дневниках, причем объем этих заданий гораздо выше, чем в «мирное время».
Вряд ли стоит говорить, что и родители бывают разные – лично знаю таких, кто и в восьмом классе с каким-то мазохистским наслаждением проверяет домашнее задания у детей и учит с ними физику до часа ночи, и отношение учителей к организации процесса учебы тоже очень и очень отличается. Речь не о крайностях – а о том, что ситуация с эпидемией ярко продемонстрировала: система среднего образования в нашей стране разрушена «оптимизациями» последних лет не меньше, чем система здравоохранения. Погребенные под тоннами бумаг с бессмысленными отчетами и замордованные проверками (у вас в классе парта на 3 сантиметра ниже нормы – штраф, а в этом документе не хватает абзаца – штраф, ну и так далее) учителя и директора последние лет 15 просто физически не имели времени заниматься самообразованием и прокачиванием навыков работы с новыми образовательными платформами. Большинство из них и без прокачек проводили в школах по 10-12 часов в день – иначе не справишься с многочисленными «бумажными» обязанностями.
И тут на них внезапно свалилась дистанционка, на организацию которой у педагогов была, в лучшем случае, неделя каникул. Никаких указаний и разъяснений, как это делать и что такое дистанционное обучение, не последовало – ни от министерства просвещения, ни от департамента образования. Нате вам список сайтов, выбирайте сами, что больше нравится – и вперед. Что? У вас компьютер – ровесник победы в Великой Отечественной и интернета нет, потому что вы в частном доме живете? Ну так у вас директор есть, пусть он и решает все оргвопросы.
Наиболее вменяемые директора, кстати, когда поняли, что запахло жареным, во-первых, сами начали собирать информацию о наличии компьютеров и прочей техники у учителей, а во-вторых, зарядили учителей собирать информацию о наличии того же у детей. В Иванове в некоторых школах учителям выдали домой школьные компьютеры, управление образования в пожарном режиме закупило веб-камеры и несколько ноутбуков. На этом помощь государства (ну или муниципалитета, в данном случае непринципиально) закончилась, и началось то, что называется дистанционным обучением, которое выглядит так, как будто разные школы находятся в разных странах – ни системы, ни единых подходов не просматривается. Где-то дети по 12 часов просиживают за заданиями, а где-то вполне могут позволить себе пинать балду. У кого-то чуть ли не по пять онлайн-уроков в день, а потом еще надо записать на видео, как ты занимаешься зарядкой и отослать учителю физкультуры, а кто-то тупо качает из сети рефераты, не утруждаясь даже поправить в них грамматические ошибки.
Спрашивается, ну и где же наша зацентрализованная и забюрократизированная система образования? Где все эти ФГОСы, которые доводили до икоты и родителей, и учителей? Где все эти умные федеральные чиновники, которые лучше всех знают, как организовать учебный процесс?
Не стоит забывать, что средний возраст учителей даже в областном центре выше 45 лет, а многие педагоги перешагнули за черту пенсионного возраста. Молодежь неохотно идет работать в школы – и это тоже «заслуга» оптимизации и реформ среднего образования в России. А осваивать компьютерные программы, да еще и самостоятельно, для пожилого человека – отдельный подвиг, на который способны далеко не все.
Учителей и директоров школ бросили как щенков в воду: выплывут – молодцы, не выплывут – устроим скандал и обвиним, что именно они сорвали обучение наших любимых детей.
То, что рабочий день учителя, который добросовестно относится к своим обязанностям (а таких, по счастью, большинство), длится теперь до глубокой ночи, никого не волнует. Никаких доплат и премий за это не предусмотрено. Чиновники от образования говорят, мол, это прерогатива директоров, ну а директора у нас бывают очень разные, а бывают и очень своеобразные. Да и фонд оплаты труда в школах невелик, а никаких федеральных субсидий учителям выделять не собираются. Пусть спасибо скажут, что вообще зарплату сохранили.
Всё бессилие и несостоятельность нашей системы образования ярко проявляются в двух моментах. Первый – это неспособность системы быстро подстроиться под новые условия и обеспечить учителей четкой и внятной методикой преподавания в условиях дистанционного обучения. Второй – полное равнодушие к тому, как и за чей счет учителя будут вести это дистанционное обучение. Многие образовательные платформы, которыми пользуются в ивановских школах (например, Якласс), открыли бесплатный доступ только до 28 апреля – дальше за него придется платить. Тариф для учителя – 700 рублей в месяц, и учителя, с которыми удалось поговорить, сказали, что, видимо, придется платить из своего кармана. Больше всего они опасаются, что платным будет доступ и для детей.
Ну а то том, чтобы обеспечить всем учителям, работающим сейчас дома, бесплатный и скоростной интернет, речи, похоже, вообще не идет. Хотя в Иванове руководители компаний связи очень и очень разумные и договороспособные. Уверена, что, если бы управление образования обратилось к ним, этот вопрос удалось бы решить. Но, видимо, это дело рук самих утопающих.
Добавляют перца в ситуацию и родители. Нам всем уже лет 10 вдалбливают, что в школе не учат – там оказывают образовательные услуги. Ну вот, теперь мы и требуем, чтобы независимо от обстоятельств эти услуги оказывались качественно, и не желаем признавать ситуацию форс-мажором (ага, точно так же, как ведет себя наше государство по отношению к бизнесу).
А еще учителя с ужасом ждут окончания дистанционки – потому что когда они выйдут в школу, им придется оформлять мегатонны бумаг за период ограничительных мер. Смысла в этих бумагах ни на грош – разве что в очередной раз напомнить учителям, где их место в этой жизни. Оказывайте услуги, отчитывайтесь и выплывайте как знаете – видимо, в этом и заключался глубокий смысл реформ и оптимизации. Вот только образованием, получается, здесь и не пахнет, а жертвами оказались все, кроме государства. И если в случае со здравоохранением есть надежда, что после пандемии удастся вернуть реформаторов и оптимизаторов из Минздрава в область здравого смысла, то системе образования то, видимо, не грозит.
Общество
Жертвы коронавируса, забытые государством
Никому не нужные учителя