Алексей Машкевич
То, что всё меняется – расхожая фраза, в спокойном течении повседневной жизни мы не замечаем многих перемен, не обращаем внимания на то новое, что приходит в повседневную жизнь. А вот форс-мажоры нас встряхивают, заставляют присмотреться к происходящему, увидеть то, что ранее не замечали, чем не пользовались. Из-за распространения коронавируса учебные заведения в Иванове с 19 марта перешли на дистанционную форму обучения, к которой относятся кто с недоверием, кто со скепсисом. Я тоже был одним из таких, пока жизнь не внесла коррективы: мой сын, первокурсник ивановского филиала РАНХиГС, теперь каждый будний день садится в 8.00 к компьютеру и усердно учится. Говорит, что шланговать стало труднее, чем на занятиях в вузовских аудиториях, и он временами устает сильнее, чем когда ходил в академию.
О том, что это за зверь такой – дистанционное обучение – поговорили с заместителем директора Ивановского филиала РАНХиГС, заведующей кафедрой теории и истории государства и права, кандидатом юридических наук, доцентом Смирновой Ириной Александровной, которая начала разговор, не дожидаясь моих вопросов.
- Коронавирус стал вызовом системе высшего образования, но одновременно дал нам толчок к развитию. Мы и до этого знали, что электронная информационно-образовательная среда академии (дальше буду называть её ЭИОС) высоко технологична. Но до конца ее современность и уникальность поняли только сейчас. Конечно, это потребовало усилий и от преподавателей, и от студентов. Особенно если учесть тот факт, что наши преподаватели гуманитарии – профессора не физико-математических, а юридических и политических наук. Тем ценнее достижения РАНХиГС: не только решили технические вопросы процесса дистанционного обучения, но создали стройную систему взаимодействия участников образовательного процесса.
- Как всё происходило на практике?
- Перед Ивановским филиалом стояла цель: перевести студентов всех форм обучения с привычного режима работы на нечто новое, и обеспечить взаимодействие преподавателей со студентами на расстоянии без потери в качестве образовательного процесса, сохранив все его компоненты.
- И как это удалось?
- У академии давно есть своя современная электронная информационно-образовательная среда, личные кабинеты студентов, преподавателей, а также своя платформа дистанционного обучения, на которой уже проводилась часть занятий. Основным способом обучения стало размещение учебных и учебно-методических материалов, привязанных к расписанию занятий, в систему дистанционного обучения РАНХиГСа (СДО) и организация на её базе онлайн консультирования студентов преподавателями, дистанционного взаимодействия и оперативного контроля.
В личных кабинетах студентам и преподавателям доступна платформа для проведения лекционных, практических занятий как для всего потока одновременно, так и для определенных групп. Занятия проводятся в режиме онлайн: преподаватель в определенное расписанием время «нажимает кнопку», студенты выходят на связь. Важно подчеркнуть, что в рамках занятий происходит активное обсуждение вопросов лекции или семинарского занятия, есть возможность размещения файлов, презентаций, фотографий, подключения веб-камеры. Обмен данными осуществляется с использованием облачных технологий. Сегодня можно утверждать, что переход Ивановского филиала Президентской академии на дистанционную форму обучения прошел успешно.
- Мне кажется, в этом варианте и у студентов и у преподавателей появилась возможность – как бы это необидно сказать – пренебрежительно относиться к процессу, участники которого не видят друг друга глаза в глаза.
- Да, обучение во многом стало самостоятельным и, тем самым, требующим систематического контроля со стороны преподавателей и деканатов. Но в том то все и дело, что преподаватели и студенты по-прежнему видят друг друга каждый день, в ходе лекций или семинарских занятий, только происходит это не в стенах академии, а в нашем информационном пространстве. Которое, к тому же, тоже контролирует участие студентов в образовательном процессе.
- В этой истории более возрастным преподавателям, мне кажется, приходится намного сложнее, чем студентам, которые с компьютером на «ты».
- Система интуитивно понятна даже пользователю-новичку. Фактически, лекционные и практические занятия перенесены из привычных аудиторий с партами и досками, журналами посещения в цифровые аудитории, где также есть доски, контроль посещения. Задания размещаются через облачное хранилище. Электронная образовательная среда филиала позволяет быть абсолютно вовлеченным в процесс обучения: с одной стороны, занятия в режиме онлайн, с другой – постоянный и бесплатный доступ к электронным библиотекам (их у нас 5), с третьей – тесный и постоянный онлайн контакт с преподавателями и сотрудниками филиала. У нас существует служба технической поддержки участников образовательного процесса, основная цель которой обеспечение бесперебойного онлайн контакта преподавателя и студента. Она с этой задачей успешно справляется.
- Но ведь нельзя просто взять, и перенести offline-систему в online – это так не работает.
- Мы понимаем, что простое клонирование традиционного учебного процесса в онлайн не очень эффективно. Даже проводя занятия в формате вебинаров, видео лекций мы организуем систематическую (и это важно) работу преподавателей и студентов в СДО. Если основное взаимодействие с преподавателями осуществляется через платформу, то методисты деканатов имеют много каналов дистанционного взаимодействия со студентами: и электронная почта, и телефон, и мессенджеры, через личные кабинеты проводятся оповещения, рассылки. На факультетах работают горячие линии, позвонив на которые студент может задать интересующие его вопросы.
- За время дистанционного обучения студенты не отвыкнут от дисциплины?
- Основное взаимодействие осуществляется по привычному для преподавателей и учеников расписанию занятий. Безусловно, возможно и асинхронное письменное общение – материалы для самостоятельной работы доступны и в другое время. Но это не освобождает студентов от «посещения» занятий по расписанию, а преподаватели контролируют своевременность сдачи тестовых заданий согласно графику выполнения. При отсутствии студента на лекции преподаватели фиксируют «прогулы», СДО со своей стороны показывает отсутствие заходов в систему. Поэтому в сложившихся обстоятельствах учащемуся совершенно невозможно незаметно пропустить занятие, так что на наш взгляд дисциплина только укрепилась.
- Вы рассказали о процессе обучения, но ведь есть ещё зачёты, экзамены?
- Текущая успеваемость фиксируется в первую очередь преподавателем в процессе ежедневного онлайн общения со студентом. Что касается вопроса предстоящих летних сессий, то мы надеемся войти к этому моменту в обычный режим работы. В любом случае, мы готовы к приему зачетов и экзаменов в дистанционном формате.
Просто команда Президентской академии (под командой мы понимаем и администрацию, и преподавателей, и студентов) - это сплоченная команда единомышленников, так что в текущих условиях мы все реально ощущаем потребность в личном, живом общении и непросто переносим его отсутствие. Конечно, наша корпоративная академическая культура, которой мы очень гордимся и дорожим, выдержит испытание удаленностью и станет еще более ценной для нас, наших партнеров и будущих абитуриентов.
Интервью
Ирина Смирнова: «Коронавирус стал вызовом системе высшего образования»
РАНХиГС в Иванове учит дистанционно