Анна Семенова
Взбаламутивший жителей областного центра и Ивановского района документ об изменениях в сфере пассажирских перевозок по-прежнему оставляет массу вопросов. Как оказалось, эти вопросы есть не только у пассажиров, но и у перевозчиков. Вот что рассказала председатель Ивановской региональной общественной организации «Альянс ивановских перевозчиков», генеральный директор ООО «Автоком».
- На прошлой неделе был опубликован документ планирования регулярных перевозок на территории Ивановской области, который вызвал массу вопросов, в первую очередь, у пассажиров. Краткие пояснения департамента дорожного хозяйства и транспорта особой ясности не добавили. А что думают перевозчики по поводу тех изменений, которые были заявлены уже на этот год? В том числе по поводу изменения одних маршрутов и полной отмене других?
- Мы, перевозчики, тоже были не в курсе грядущих изменений, отслеживали публикации на официальных сайтах департамента дорожного хозяйства и транспорта, но никаких постановлений или сообщений там не было. Так что для нас этот документ стал такой же неожиданностью, как и для пассажиров. Некоторые из моих коллег, которых эти изменения затрагивают напрямую, узнали о них из СМИ.
К сожалению, пока нет никаких документов, кроме изданного постановления. Каким образом будут изменяться маршруты, упомянутые в данном документе, тоже не понятно. И, насколько мне известно, люди, живущие по пути следования 141-го маршрута, очень обеспокоены. Они звонят в диспетчерские автотранспортных предприятий, спрашивают: «А с нами-то что будет?» Насколько мне известно, сейчас там создается инициативная группа, которая будет собирать подписи за сохранение 141-го маршрута. В конце концов, пассажирские перевозки организуются для обслуживания граждан, для их удобства. И при разработке или изменении маршрута надо, в первую очередь, учитывать пожелания людей, чтобы им было удобно добираться.
- То, что организацию пассажирских перевозок по городским маршрутам передали региону, как-то отразилось на ситуации?
- Пассажиров это никак не коснулось и не коснется. А вот как это отразится на перевозчиках, мы еще сами не поняли. Время покажет. Пока не изменилось ничего.
- С 1 сентября этого года заявлено введение безналичной системы оплаты проезда. Никаких подробностей в департаменте дорожного хозяйства не сообщили. Перевозчики готовы к переходу на безнал? И сохранится ли возможность оплаты проезда наличными?
- Очевидно, что логика развития технологий подталкивает к введению системы безналичных расчетов во всех сферах деятельности, и общественный транспорт – не исключение. Практика в других регионах самая разная. В мегаполисах вводят единые транспортные карты, потому что для пассажиров это удобнее, чем карты на каждый вид транспорта. В таких городах, как Иваново, эта система тоже постепенно придет, так, в ряде регионов запущена программа «Умный город». Но каким образом это будет реализовываться у нас – мы не знаем. Пока никакой информации о том, в каком виде будет вводиться безналичный расчет в общественном транспорте, у нас нет.
- То есть никаких переговоров или встреч с перевозчиками по безналичному расчету не было?
- Пока никаких встреч или сообщений, что такая-то фирма будет реализовывать данный проект, не было. По нашему мнению, все вопросы будут решаться через конкурсные процедуры в рамках 44-ФЗ.
- Вы как перевозчик что думаете по поводу работы по безналу? Вам это удобнее, чем наличка, или нет?
- Понимаете, все новое всегда сопряжено с определенными трудностями. Если честно, нам и внедрение терминалов тяжело давалось. Но потом мы привыкли, приработались к ним и поняли удобство этой схемы. Единственное что: если будет полностью безнальная система, то возникает вопрос - каким образом будет осуществляться возмещение наших расходов? Если будут задержки или будут какие-то проблемы с банком, то работа перевозчика будет полностью парализована. Мы не сможем платить ни за ГСМ, не сможем оплачивать запчасти для транспортных средств. Все у нас будет аккумулироваться на расчетных счетах. Соответственно, если какая-то ситуация случится, как в «Кранбанке», мы не сможем ни заправить транспорт, ни выйти на линию.
- А стоимость обслуживания в банке? Насколько я знаю, к «Кранбанку» по этому поводу было много вопросов, поскольку их комиссия была, мягко говоря, немаленькая. И по транспортной карте ИБТ, насколько я помню, «Кранбанк» брал именно с перевозчиков комиссию 7% за транзакцию.
- В общей сложности сумма процентов банка составляла 4%. Я считаю, что если программа имеет социальную направленность, то транзакции должны проходить без каких-либо процентов. И по этому вопросу у меня на руках есть представление прокуратуры.
Эти вопросы я поднимала на всех площадках, где обсуждалась работа общественного транспорта, просила власть обратить на это внимание и как-то помочь нам. Потому что проект по тем же социальным картам обходился нам очень недешево: льготники фактически ездили не за 23 рубля, а за 19, с каждой транзакции по социальной карте банк удерживал комиссию 3%, компенсация части стоимости проезда из областного бюджета порой перечислялась с серьезными, иногда в несколько месяцев, задержками.
В целом мы морально готовы к внедрению безналичного расчета, но каким образом оно будет осуществляться, не знаем. Ждем, что нам сообщат, какие идеи и решения есть у правительства.
- Существует версия, что пассажирские перевозки – это одна из немногих сфер, где до сих пор гуляет огромный объем неучтенного кэша. И поэтому множество разных обнальных полукриминальных товарищей по-прежнему крутятся вокруг перевозчиков. При этом вы говорите, что готовы к переходу на безнал. Как одно с другим соотносится?
- Про неучтенный кэш – это легенда. Если свести воедино все наши затраты, просто посчитать, то вы сами увидите, что никакого вала налички, никаких сверхдоходов у перевозчиков нет. Мы уже устали говорить о том, что это выдумки. Я занимаюсь этим бизнесом более 15 лет, и почему-то всегда задается этот вопрос.
- Еще один принципиальный момент в документе планирования регулярных перевозок - это переход, опять же с 1 сентября этого года, на регулируемые тарифы. Сейчас на подавляющем большинстве маршрутов действуют нерегулируемые тарифы. Обсуждался ли с перевозчиками вопрос перехода на регулируемые тарифы и как вы относитесь к этому решению правительства региона?
- По федеральному законодательству, если осуществляется переход на регулируемый тариф, то в бюджет региона должны быть заложены деньги на субсидии разницы между установленным властями тарифом и экономически обоснованным тарифом. Пока мы не нашли в бюджете Ивановской области статьи, предусматривающей такие субсидии. Как это будет выглядеть, мы тоже не знаем. Должна быть установлена цена контракта, должны проводиться конкурсные процедуры, у нас должны отозвать свидетельства на осуществление пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам – в целом процедура такого перехода довольно сложная, так как должны быть разработаны нормативные акты и положения.
В соответствии с 220-ФЗ организатор перевозок за 180 дней до перехода на регулируемые тарифы должен уведомить перевозчиков об этом. В документе планирования, указано, что тарифы вводятся с 1 сентября – значит, уведомления мы должны получить не позднее 1 марта. Пока нам еще никаких уведомлений не поступало.
Я думаю, что параллельно должна пройти оптимизация маршрутной сети, поскольку нет никакого смысла разыгрывать маршруты на конкурсе, а потом вносить в них изменения.
Пока у нас в Ассоциации перевозчиков нет никакой информации по всем этим вопросам. Будем ждать. И будем готовиться к разным вариантам. Надеюсь, что во главе всего будет стоять закон, потому что практика других регионов уже показала, что пренебрежение законодательством приводит к очень печальным последствиям не только для перевозчиков, но и для пассажиров. В качестве примера непродуманной политики в сфере пассажирских перевозок могу привести Ярославль, где мэрия на торги выставила все маршруты, разделив их на 4 лота. В один лот включались несколько маршрутов, соответственно, требовалось большое количество транспортных средств. Местные перевозчики просто не смогли выйти на конкурс за неимением такого количества машин, и рынок заняла компания со старыми московскими автобусами и водителями-гастарбайтерами. Результатом были не только срывы рейсов, но и рост количества ДТП. Например, в конце января этого года в аварии с участием двух автобусов один пассажир погиб и 24 пострадали. Во Владимире тоже сейчас наблюдаются негативные последствия неграмотного вмешательства властей в сферу пассажирских перевозок, в Твери дело вообще дошло до забастовок – мы общаемся с коллегами из других регионов и знаем эти ситуации.
Я хочу отметить, что процессы реформирования рынка пассажирских перевозок происходят не только в Ивановской области, но и в других регионах. И для того чтобы систематизировать и проанализировать опыт и практики, чтобы определить наиболее оптимальные пути такого реформирования для регионов с разными потребностями и возможностями, мы сейчас создаем объединение ассоциаций перевозчиков ЦФО.
Мы согласны с тем, что необходима оптимизация маршрутов, что нужно внедрять новые технологии и новые подходы к организации пассажирских перевозок – но считаем, что перемены не должны нести негатив ни пассажирам, ни перевозчикам. И надеемся на то, что в нашей области реформирование обойдется без серьезных потрясений, т.к. в первую очередь пострадают люди! Власти пообещали нам, что привлекать к работе здесь перевозчиков из других регионов они не планируют, приоритет будет отдаваться местным предпринимателям, которые, разумеется, должны соответствовать всем установленным законодательством требованиям. Но поскольку торги должны проходить по 44-ФЗ (то есть это электронные торги), то ожидать можно любого перевозчика.
Мы надеемся, что наши перевозчики смогут победить в хоте торгов, и закон будет соблюдаться, а на рынке пассажирских перевозок будут работать организации, обеспечивающие достойный уровень услуги для жителей области.
Общество
Марина Синякина: «Для нас отмена маршрутов стала такой же неожиданностью»
Перевозчики в недоумении от реформы