Минэкономразвития России разработало поправки в закон о связи, которыми предполагается сузить понятие тайны переписки и телефонных переговоров, сообщает Legal.Report.
Предполагается внести поправки в ст. 63 закона («Тайна связи»). Как отмечают в министерстве, в современных условиях становления рынка data-технологий закрепленный подход к регулированию ряда профессиональных тайн становится барьером, препятствующим развитию цифровых сервисов.
Гарантированное Конституцией право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений может быть ограничено только на основании судебного решения. В ст. 63 закона о связи установлена обязанность оператора связи обеспечить соблюдение тайны связи путем выполнения комплекса технических, организационных, правовых и других мероприятий. Эти действия должны обеспечивать возможность ознакомления с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи, исключительно на основании судебного решения, за исключением некоторых случаев.
Однако, указывают в МЭР, судебная практика сложилась таким образом, что к тайне связи стали относиться не только содержательные сообщения, которые передают пользователи по сетям связи, но и разного рода технологические сообщения и содержащаяся в них техническая информация — IP-адреса, ІМЕІ, координаты местоположения базовых станций и прочее.
Законопроектом предлагается установить, что не является нарушением тайны связи обработка сотрудниками оператора связи ряда сведений о телефонных переговорах, сообщениях абонентов, передаваемых по сетям электросвязи, которые могут стать известными оператору в связи с исполнением договора и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. К таким сведениям отнесены дата и время оказания услуги связи, продолжительность телефонных переговоров, абонентские номера, уникальные коды идентификации абонентов.
Документом также устраняется неоднозначное толкование перечня лиц, правомочных получать от оператора связи сведения, составляющие тайну связи. Согласно действующей редакции закона, сведения о сообщениях, а также сами эти сообщения могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям. Из-за этого возникают сложности в отношениях оператора связи с абонентами — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в части выдачи информации об оказанных услугах связи (детализации). В целях исключения двойственного толкования в перечень субъектов — получателей тайны связи, наряду с отправителями и получателями, включены абоненты.
Кроме того, уточняются положения о получении сведений, составляющих тайну связи, на основании судебного решения. Судебная практика в отношении отказов операторов связи в предоставлении без судебного решения сведений, составляющих тайну связи, органам государственной власти, у которых соответствующие полномочия законодательно не предусмотрены (ФАС, ФНС России, ЦБ РФ и прочее), противоречива. Для выработки единообразного подхода предусматривается, что передача указанной информации третьим лицам, включая органы государственной власти, осуществляется только на основании судебного решения, за исключением случаев, когда возможность получения сведений в отсутствие судебного решения прямо установлена действующим законодательством РФ.
1000inf.ru
Общество