Анна Семенова
Публичные слушания по общегородским документам – генеральному плану, правилам землепользования и застройки, правилам благоустройства и т.д. – похоже, становятся местом для общения населения с властью. Вопросы. затрагивающие интересы бизнеса, здесь не обсуждаются – они решаются по-тихому, без публики и прессы, на совещаниях и прочих встречах чиновников с властями города. Ну, возможно, еще в кулуарах «Единой России» – в конце концов, окончательное решение по изменениям в генплан и ПЗЗ будут принимать депутаты, которые вполне могут попытаться показать козью морду главе города Иваново Владимиру Шарыпову и проголосовать, скажем, против ограничения высотности жилой застройки в городе. В этом вопросе, кстати, ивановская мэрия уже дала задний ход: теперь чиновники говорят, что в отдельных зонах и в отдельных случаях можно будет строить дома и в 20 этажей, особенно если застройщик докажет мэрии необходимость именно такого высотного здания. Ну а практика показывает, что если из правила есть исключения, то нужные люди всегда добьются, чтобы их проект попал именно в исключения.
Ну да бог с ней, с высотной застройкой – тем более, до сих пор ивановские чиновники нигде не объяснили внятно, почему именно 14 этажей и почему это требование распространяется даже на отдаленные районы. И не объяснят. Потому что это не их хотелки. По версии ряда застройщиков и чиновников – эта версия обычно озвучивается тихо-тихо и неофициально – это хотелка губернатора Ивановской области. Чем не угодили господину Воскресенскому высотки – неясно. В любимой им Москве 20-этажные человейники растут как на дрожжах, говорят, ими собираются застраивать даже Центральный административный округ. А тут нашу деревню прогрессивный и эффективный менеджер вдруг решил оставить малоэтажной… Впрочем, про логику в данном случае лучше даже не задумываться.
Вернемся к публичным слушаниям, которые состоялись 7 августа. Ни ограничения высотности, ни увеличение требований к количеству машиномест на придомовых участках, ни возможность дарить застройщикам городскую землю под парковки ивановцев, пришедших на собрание 7 августа, не интересовали по простой причине: подавляющее большинство участников были жителями частного сектора. А народу было столько, что даже стоя не все смогли впихнуться в немаленький актовый зал мэрии. И хотели решить свои локальные проблемы, связанные с тем, что к частному сектору в Иванове десятилетиями относились как к чему-то третьесортному и ненужному, которое скоро исчезнет с лица земли.
Основной вопрос, с которым жители ИЖС обращались к властям, – это сохранение частной застройки и возможность ее развивать – перестраивать и реконструировать. Причем в большинстве случаев это были не индивидуальные обращения: предложения по конкретным улицам вносили и ТОСы, и группы жителей. Кроме требований изменить зону Ж-3 (зона многоэтажной застройки выше 5 этажей) на Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) или хотя бы на Ж-1.2 (новая зона смешанной застройки частными домами и малоэтажными многоквартирными домами), звучали требования снять с кварталов частных домов статус территории комплексного устойчивого развития (КУРТ), который не только накладывает определенные ограничения на собственников участков, но и делает возможным принудительный выкуп земли и домов.
Отсюда следует очевидный вывод: в многоквартирные дома жители ивановского частного сектора отнюдь не стремятся. И что бы ни говорили некоторые ивановские архитекторы по поводу того, что город должен быть многоэтажным, а еще лучше – застроен высотками, многие горожане предпочитают оставаться в своих одно- или двухэтажных домах. Как минимум, это позволяет значительно экономить расходы на коммуналку – по собственному опыту могу это подтвердить.
Кстати, многие представители власти и бизнеса – даже те, кто отстаивает высотную застройку – вполне прекрасно живут в коттеджах и менять их на квартиры бизнес-класса не собираются.
Так что идея питерской компании MLA+ о том, чтобы сделать индивидуальную застройку или таун-хаусы «фишкой» города Иваново не лишены основания и, похоже, разделяются значительной частью жителей. Конечно, если мэрия примет эту концепцию, придется вкладывать деньги в развитие инфраструктуры этих кварталов – а средств на это требуется ой как немало. Хотя бы из-за того, что плотность застройки низкая. А значит, протяженность дорог и коммуникаций будет значительно выше, чем в кварталах многоэтажной застройки. Но это отдельная песня.
А пока посмотрим, какие предложения мэрия учтет в генплане, а какие нет. И еще посмотрим, как поведут себя депутаты Ивгордумы. В конце концов, в 2014 году они в последний момент, на пленарном заседании, зарубили сразу две поправки. Во-первых, по инициативе тогда еще депутата Сергея Морозова территория за ТРЦ «Тополь» так и осталась в зоне Ж-3, хотя администрация города была готова перевести ее в Ж-1. А во-вторых, депутаты Сергей Буравлев и Алексей Коробов столь же легко зарубили предложение сделать административные здания условно разрешенным видом использования участков в зоне Ж-3. А в результате сегодня мы имеем проблему, когда в якобы административных зданиях быстренько открываются разные «Магниты» и «Пятерочки». В нынешних поправках мэрия эту лазейку для застройщиков решила убрать сама. Но не факт, что этот номер пройдет.
Общество
Частный сектор переходит в наступление
Про публичные слушания по генплану