В декабре 2018 года – марте 2019 года департаменты Счетной палаты РФ под руководством аудиторов Михаила Меня и Юрия Росляка провели совместное контрольное мероприятие «Проверка обоснованности объемов субвенций и их распределения на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, предоставленных в 2015-2018 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
Для проверки эффективности использования субвенции на ОКН и осуществления переданных полномочий были выбраны Московская и Ивановская области. Приводим часть отчета аудиторов, посвященную проверке, проведенной в Ивановской области.
«По состоянию на 1 января 2019 года число ОКН федерального значения, полномочия по которым переданы, в Московской области составило 1354 объекта, в Ивановской области - 206 объектов.
Полномочия в области государственной охраны объектов культурного наследия в проверяемых регионах осуществляются главным управлением культурного наследия Московской области (далее – управление) и комитетом Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия (далее – комитет).
Количество сотрудников, осуществляющих переданные полномочия, в штате органа исполнительной власти Московской области составляло 16 единиц, в Ивановской области - 4 единицы.
В проверяемый период объем субвенций на осуществление переданных полномочий Московской области составил 80798,0 тыс. рублей, Ивановской области - 9826,6 тыс. рублей.
Кассовые расходы за счет субвенции за указанный период в Московской области составили 80073,9 тыс. рублей (99,1% общего объема субвенции), в Ивановской области - 9637,1 тыс. рублей (98,1% общего объема субвенции).
<…>
Осмотром 70 ОКН федерального значения, полномочия по государственной охране которых переданы Ивановской области, Счетной палатой установлено, что комитетом осуществляется ненадлежащий контроль за сохранением указанных объектов, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 9 и статьей 33 Федерального закона № 73-ФЗ.
Так, в ходе контрольного мероприятия установлены следующие нарушения законодательства об охране культурного наследия, допущенные собственниками и пользователями ОКН:
- без согласования комитета установлены пластиковые окна на 15 объектах; кондиционеры - на 4 объектах (подпункт 2 пункта 1 статьи 47 Федерального закона № 73-ФЗ);
- выявлены незаконные постройки и сооружения в границах территории объекта, пристройки на 20 объектах (подпункт 8 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ);
- несоответствие фактических границ территорий ОКН кадастровым паспортам на 5 объектах (подпункт 7 пункта 1 статьи 47 Федерального закона № 73-ФЗ);
- установлен риск утраты исторической значимости предмета охраны после проведения ремонтно-реставрационных работ (реконструкции) на 2 объектах.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что 2 объекта, входящие в состав ансамбля «Комплекс торговых сооружений XIX века» (Ивановская область, г. Шуя), утрачены.
Так, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 в составе указанного ОКН федерального значения числятся 5 памятников архитектуры, принятых на государственную охрану.
Выездом на объект установлено, что в состав ансамбля фактически входят три объекта недвижимости: два торговых здания и мерные весы. Таким образом, два памятника физически отсутствуют, в связи с чем требуется уточнение пообъектного состава ансамбля «Комплекс торговых сооружений XIX века» (Ивановская область, г. Шуя).
Кроме того, осмотром в январе 2019 года ОКН федерального значения «Мерные весы, 1820 года, арх. Марицелли», входящего в состав указанного ансамбля, установлено отслоение штукатурного и красочного слоя по всему периметру цокольной части объекта, участки провала грунта покрытий из брусчатки, частичное разрушение внутренней деревянной подшивки потолка над колоннами.
Следует отметить, что на объекте «Мерные весы» в 2015 году ООО «Реставрационно-строительная компания «Колокола» (подрядчик) в рамках государственного контракта от 15 мая 2015 года № 2032-01-41/10-15, заключенного Минкультуры России (заказчик) на сумму 8472,4 тыс. рублей и сроком выполнения обязательств 19 октября 2015 года, были проведены ремонтно-реставрационные работы.
Согласно акту приемки работ по сохранению ОКН от 1 октября 2015 года б/н, подписанного представителями ООО «Реставрационно-строительная компания «Колокола», органа исполнительной власти Ивановской области, научным руководителем проекта ООО «ГУАР», работы, предусмотренные государственным контрактом, выполнены в полном объеме и в соответствии с проектной документацией. Пунктом 7.2 государственного контракта от 15 мая 2015 года № 2032-01-41/10-15 гарантийный срок на выполненные работы составляет 60 календарных месяцев с момента подписания акта приемки выполненных работ по сохранению ОКН (до октября 2020 года).
Несмотря на то, что комитет неоднократно обращался в Минкультуры России с просьбой организовать работу по устранению подрядной организацией выявленных дефектов, Минкультуры России меры понуждения подрядной организации к исполнению гарантийных обязательств до настоящего времени не приняты, что влечет риск утраты ОКН федерального значения, на реставрацию которого использованы бюджетные средства в сумме 8472,4 тыс. рублей».
1000inf.ru
Общество