Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье
Срач (извините за мой французский, но другого слова здесь не подобрать), который разразился в соцсетях в воскресенье, заставил вернуться к теме перекрытия движения в центре Иванова из-за каких-либо мероприятий. Вообще-то я пыталась сформулировать некие тезисы по этому поводу еще после крестного хода в июне, но текст получился настолько антиклерикальным, что я решила не рисковать здоровьем, и не привлекать внимание Роскомнадзора и иже с ним.
На сей раз, напомню, два центральных проспекта города были перекрыты аж с 5 утра до 3 часов дня из-за полумарафона «Красная нить» - межрегионального спортивного мероприятия. И обнаружилось, что вполне прекрасное и вроде бы однозначно позитивное мероприятие может вызвать дискуссии с оскорблениями.
Лично меня в этой ситуации удивляют два момента. Первый – то, что, несмотря на обильные предупреждения о прекращении автомобильного движения, которые организаторы мероприятия размещали и в СМИ, и в тех же соцсетях, нашлось немало людей (причем отнюдь не маргиналов, незнакомых с интернетом), которые ничего об этом не слышали. Таки же, уважаемые граждане, каким образом нужно доносить значимую информацию, чтобы ее узнали все, а?
Второй момент – это агрессивность сторонников здорового образа жизни. Даже на вполне корректные сетования, причем не по поводу самого факта проведения полумарафона, а по поводу организации и отсутствия у правоохранительных органов информации о возможности объезда, можно было получить в ответ чуть ли не инвективы про «…ные ржавые корыта» и про то, что надо вообще запретить машины в центре, и ничего, пять километров свою …пу пронесете, гулять по городу полезно».
Понятно, что больные на голову люди есть везде, и чем маргинальнее движение, тем их больше, но я, например, с трудом удержалась от ответной реплики (горжусь собой, что все-таки удержалась). Потому что можно в ответ тоже включить что-нибудь нездоровое, например, амплуа яжематери мне всегда удавалось, особенно под настроение. Ну и полумарафон полумарафоном, а повседневная жизнь в городе не замирает, и у людей есть множество причин, чтобы в выходной использовать машину. Например, как в одном из сгенерировавших срач случаев, необходимость съездить в загородный лагерь к ребенку. Или срочно приехать к заболевшим или закапризничавшим пожилым родителям. Или отвезти к ветеринару – срочно или планово – заболевшего кота (яжематеринские чувства распространяются и на животных, если кто не знает). Моя старшая вчера вернулась с фестиваля из Тольятти – слава богу, вечером, когда все ЗОЖники уже выполнили свой священный долг и освободили дорогу нам, грешным. А если бы они приезжали днем? Как, скажите на милость, тащиться через полгорода с уставшим после 18-часовой дороги ребенком и чемоданами? А?
Машиноненавистники, конечно, могут утешать себя тем, что на их стороне находится свежепереназначенный мэр: Владимир Николаевич за последний год несколько раз обмолвился, что надо то ли въезд в центр сделать платным, то ли все парковки. При этом на предложение вынести из центра административные здания и обустроить для сотрудников мэрии платную парковку или заставить их ездить на общественном транспорте глава города отвечает категорическим «нет». Потому что в этом случае типа вся работа мэрии будет парализована. Может, конечно, мэр просто пошутил так, но осадочек остался.
Поэтому включаю яжемать и подключаюсь к дискуссии: уважаемые любители ЗОЖ и противники ржавых поповозок, есть несколько моментов, которые заставляют больше половины жителей города пользоваться личным автотранспортом. Главный из них – это качество и количество общественного транспорта. Если ты живешь не на основных магистралях, то путь до места работы или учебы, или еще куда-нибудь оказывается весьма тернистым. Особенно, если едешь с детьми. Особенно, если при этом надо еще привезти домой продукты. Потому что наш общественный транспорт просто не приспособлен для перевозки людей с детьми и сумками. Полчаса унижения в одну сторону – поездка с работы, если тащишь покупки. И не надо говорить, что сейчас в каждом доме по 10 магазинов – такая ситуация далеко не везде.
В нашем общественном транспорте ездить по городу опаснее, чем на велосипеде – достаточно посмотреть статистику ГИБДД. И ведь в травмпункты обращаются далеко не все пассажиры, набившие синяки из-за резкого торможения очередного джигита за рулем автобуса. В редких случаях, когда я пользуюсь автобусами или маршрутками, стараюсь не садиться впереди и не смотреть на дорогу через лобовое стекло: как водителю с немаленьким стажем мне просто страшно. Отпускать детей добираться до всяких дополнительных занятий на маршрутках – тем более страшно. Так что пока тепло, они ездят на великах.
В нашем общественном транспорте ездить просто противно. Летом душно и жарко, плюс ароматы сограждан – немытые тела, перегар, ядерные духи и прочее счастье. Плюс мат, громкие разговоры по телефону и шансон у водителя (хорошо хотя бы курить во время движения большинство из них перестало). Так что даже если у вас с утра было хорошее настроение, до работы его сохранить не получится. А как подумаешь о том, что все это будут обонять твои дети, как-то уже хочется прикупить им личный вертолет.
Второе. В Иванове по-прежнему невозможно объехать основные трассы – нет дорог-дублеров. Это камень в огород мэрии (не конкретно этой, конечно, но все-таки). Была бы возможность не тащиться по Ленина/Шереметевскому/Лежневской/Куконковых – разве бы стояли в пробках сотни водителей? Нет, среди них, конечно, есть любители ездить даже в соседний магазин за 500 метров от дома, но большинство все-таки подходят к этим вопросам разумно, да и цены на бензин заставляют задуматься. Дайте людям альтернативные маршруты – и не будет вам пробок в центре.
Ну и третье. Массовые мероприятия нужны городу. Очень нужны. Хотя я остаюсь категорическим противником длительного (более получаса) перекрытия дорог в рабочие дни: в выходной ты еще можешь спланировать свой день так, чтобы в час Х не пересекаться с демонстрацией или забегом, а в рабочий – нет. И если тебе надо сдать документы в какую-нибудь официальную контору или присутствовать на совещаловке или попасть на прием к врачу, то хоть убейся, приходится как-то добираться (это к вопросу о крестном ходе в разгар рабочего дня).
Но вот почему надо было одновременно перекрывать оба центральных проспекта (не обеспечив людям альтернативный маршрут), да еще не проинструктировать силовиков, чтобы они показывали жителям центральных районов, как выбраться из перекрытого города – этот вопрос остается без ответа. К сожалению.
Как яжемать могу еще сказать агрессивным и неадекватным любителям ЗОЖ, что если им нужен чистый воздух – пусть едут жить в деревню. Но как взрослый разумный человек понимаю, что с неадекватами спорить бесполезно. Ну и фиг с ними.
Пусть будет больше полумарафонов, хороших и разных – может, наша мэрия таки научится создавать условия, в которых не будут ущемляться ничьи права.
А если вы думаете, что «Красной нитью» перекрытия города летом завершились, ошибаетесь: нам еще предстоит пережить «Открытое небо». И вот в этот день больше всех будут веселиться жители нашего медвежьего угла. Радует только, что меня в этот день, видимо, в городе не будет.
Общество
О перекрытии города: #яжемать против ЗОЖ
Рассуждения автомобилиста