Лето — прекрасное время года. Но на смену ему неизбежно придет зима. А судя по состоянию нашего жилищно-коммунального хозяйства, шансов спокойно пережить зиму 2011—2012 года у нас не очень много.
Реформа ЖКХ не просто не улучшила, но даже ухудшила положение дел в этой сфере. Дома как не ремонтировались капитально, так и не ремонтируются, энергетики как отапливали за счет жильцов улицы, так и отапливают. Зато управляющие компании получают хорошие прибыли, а Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства прославился в основном тем, что еще пару лет назад тратил на содержание своего аппарата больше, чем вкладывал в регионы на проведение капитального ремонта.
Лето у нас в стране — период достаточно короткий, хотя в последнее время жаркий — и политически, и температурно. Но тем не менее лето пройдет. Наступит зима. И самое страшное для наших властей — как мы перезимуем зиму 2011—2012 года. Не в плане политики, не в плане избирательной кампании, а в плане состояния жилищно-коммунального хозяйства.
Я хотел бы зачитать заключение Контрольного управления при президенте Российской Федерации «О состоянии жилищно-коммунальной сферы», которое было подготовлено по результатам проверки, проведенной еще в 2004 году. Выяснилось следующее: «На начало 2004 года износ инженерного оборудования достиг 73 процентов, инженерных сетей — 65 процентов. Потери теплоснабжения достигают 60 процентов при норме 16. В год в среднем происходило 200 аварий на 100 километров сетей теплоснабжения». А теперь давайте прибавим семь лет. Это был 2004 год, а сегодня 2011-й.
Положение в системе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совершенно не изменилось. Не изменилось оно, к сожалению, и с принятием закона «О капитальном ремонте» и созданием Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. На этот фонд возлагались достаточно большие надежды. Его созданию накануне выборов в пятую Государственную думу сопутствовало немало перипетий. На создание фонда было затрачено порядка 250 млрд рублей из бюджета. И вроде бы фонд должен был решить основную проблему, которая не решалась в течение 15 лет, если брать тот период. Это проблема плачевного состояния коммунального хозяйства, угрожающего безопасности всех нас.
За время работы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства его деятельность затронула не более 10—12 процентов жилищного фонда. Да и как затронула: где-то крышу залатали, где-то окна поменяли, где-то — проводку или систему центрального отопления. Капитально дома как не ремонтировались, так и не ремонтируются. Не для того этот фонд создавался.
Мы прекрасно помним скандалы с руководством фонда, когда оно выписывало себе достаточно хорошие премии и бонусы, сумма которых порой превышала финансовые вложения фонда в регионы на проведение капитального ремонта. К сожалению, оценку действий руководства этого фонда не дал ни председатель правительства Российской Федерации, ни президент России. Прокуратура, конечно, сделала предписание. Но ситуация в системе жилищно-коммунального хозяйства не поменялась никоим образом.
В чем проблема? Проблема, прежде всего, в основополагающем законе. Это Жилищный кодекс Российской Федерации, который действует с 1 марта 2005 года. Этот закон был поддержан фракциями «Единая Россия» и ЛДПР в Госдуме четвертого созыва. А компартия уже тогда предрекала, что он приведет к тем безобразиям, которые творятся сейчас в нашей системе коммунального хозяйства.
Во-первых, совершенно нечетко прописана роль государства и государственных органов власти. Государство фактически умыло руки и все бремя расходов на содержание домов, на капитальный ремонт и ликвидацию последствий аварий, которые происходят в системе ЖКХ, переложило на собственников.
К сожалению, в Жилищном кодексе четко не прописана и тема, связанная с тарифами. Мы прекрасно знаем, что 10 процентов стоимости тарифа — это так называемый инвестиционный расход копании. А остальные 90 процентов? Из чего они составляются? Никто ничего не знает. Поэтому мы как отапливали 15—20 лет назад за счет своих средств улицы, так и отапливаем. Никакой экономии не происходит.
А возьмем закон об энергоснабжении и энергоэффективности! Ну отказались от ламп накаливания, поменяли лампочки. Поставили где-то, если не украли, лампочки энергосберегающие. А фактически проблема так и не решилась. При этом если вернуться к закону об энергоснабжении и энергоэффективности, получается, что мы перешли на энергосберегающие лампы, а заводов, производящих такие лампы, у нас нет. Такие заводы есть в Западной Европе, в Китае и так далее. То есть мы возложили на себя достаточно серьезное бремя по наведению порядка вот в этой сфере.
Я как представитель фракции КПРФ в Государственной думе выступал и выступаю с четкой позицией: основным игроком в системе жилищно-коммунального хозяйства должно быть государство. И именно государство должно отвечать за то состояние, в котором находится наше жилищно-коммунальное хозяйство. А это перекладывание на собственников привело к тому, что насоздавали довольно много липовых ТСЖ. Насоздавали управляющие компании, которые занимаются сбором денег и ни за что не отвечают. Насоздавали различные посреднические структуры с участием руководителей местных органов власти. Потому что это достаточно лакомый кусок.
В прошлом году в системе жилищно-коммунального хозяйства РФ «крутилось» порядка 3 трлн рублей (эта цифра достаточно известная). И все управляющие компании, товарищества собственников жилья в прошлом году вышли на положительный результат. То есть сработали с прибылью. Система жилищно-коммунального хозяйства для таких господ, для таких товарищей становится прибыльной. Но, к сожалению, для нас как для собственников ничего здесь не меняется. И это мина замедленного действия.
Пройдет пара лет, и граждане, оказавшиеся в ситуации, когда их загоняли в ТСЖ, в управляющие компании, будут открыто предъявлять претензии местным органам власти. Мол, вы нас просили туда войти, но оказалось, что это ловушка, ловушка прежде всего для наших семей. И это непосильное бремя для нас. Потому что совершенно невозможно оплачивать все и вся.
Поэтому здесь необходимо стопроцентное участие государства. Вопросы образования, здравоохранения, культуры и жилищно-коммунального хозяйства нельзя передавать в частные руки. Иначе мы просто можем потерять страну.