Из интервью газеты Business-class с Аллой Чириковой, главным научным сотрудником Института социологии РАН, доктором социологических наук
Сложилось ли у Вас представление о том, к какой модели социальной политики можно отнести политику краевых властей ( Пермского края – 1000inf.ru ) ?
– Безусловно, такое представление у меня сложилось еще 5 лет тому назад. Именно тогда, исследуя специфику взаимодействия власти и бизнеса, опираясь на материалы интервью самих акторов, я назвала подобную схему «моделью публичного либерализма». В ее основе – кардинальная перестройка требований власти к бизнесу. Новая система отношений опиралась, по замыслу губернатора, на формулировку четких и недвусмысленных правил взаимодействия с бизнесом, согласно которым перед ним ставилась задача добиться максимальной экономической эффективности своей деятельности. Это позволяло, по замыслу реформаторов, повысить экономический рост и стабилизировать экономические процессы в регионе. С бизнеса в идеологическом плане снималась социальная нагрузка как обязательная. Отныне он получал право решать – принимать или не принимать участие в социальных проектах, проводимых или инициируемых властью. Ответственность – участие или неучастие бизнеса в тех или иных проектах – определялась за столом переговоров. Весьма важно, что в основе этой модели лежал фактически обмен возможностями, за счет которых реализовались те или иные интересы. Однако не стоит абсолютизировать либеральную направленность подобной модели. За намерениями губернатора освободить бизнес от социальной нагрузки нередко скрывалась «суровая реальность». Она заставляла и заставляет власть сегодня просить бизнес о добровольных вложениях в реализацию социальных программ или помощи в отдельных благотворительных акциях, которые, по сути, носят принудительный характер. Это и позволяет обозначать данную модель как модель публичного либерализма. Ее важной чертой остается установка власти на минимизацию участия бизнеса в социальных проектах региона. Следствием такой политики является относительно узкий охват социальных проблем, в решение которых вовлечен пермский бизнес по инициативе власти, хотя это не отменяет собственных инициатив бизнеса в поддержке социальных проектов. Как и 5 лет назад, в Пермском крае определяющей является модель публичного либерализма, которая за прошедшее время не потеряла своих основных очертаний. Если не считать укрепившейся губернаторской власти, которая способна привлечь еще большее количество игроков от бизнеса на поле СП на основе неформальных договоренностей.
… Исследования, проведенные еще в двух регионах, Свердловской и Ивановской областях, показали, что модели, действующие в этих регионах, могут быть названы соответственно моделью «Большой стройки» (особенно это характерно для времени Эдуарда Росселя) и моделью «Эпизодической кооперации», если говорить об Ивановской области, что обусловлено низким уровнем социально-экономического развития этого региона. Исследования взаимодействия власти и бизнеса на поле социальной политики, на примере трех регионов, позволили сделать общие выводы, свидетельствующие о том, что масштаб взаимодействия власти и бизнеса на поле социальной политики в регионах чаще всего определяется ресурсными возможностями бизнеса, с одной стороны, с другой – договороспособностью власти, если она является сильным доминирующим актором, с которым бизнесу интересно договариваться.