Николай Голубев
Наверняка каждый в Иванове видел работы художника Константина Фролова. Например, по его эскизам выполнена огромная мозаика на фабрике «Красная Талка» («Текстиль-Профи»; в соавторстве с Б. Романычевым). Он придумал рельеф для фасада 21-й школы. Улыбчивый рабочий над проходной завода «Точприбор» тоже был нарисован Фроловым – сейчас это панно скрыто пластиковой отделкой.
Любопытно, что художник в отличие от многих своих коллег не только делал эскизы, но и участвовал в их воплощении: месил бетон, колол смальту для мозаики, вникал в технологический процесс. Хотя прежде всего Константин Фролов – живописец. Выставка к столетию со дня его рождения открыта в Доме художника до конца этой недели.
В экспозиции представлено два автопортрета. Особенно интересен первый– 1944 года. На зрителя исподлобья недоверчиво смотрит почти мальчишка. Чувствуется, что в обиду себя не даст, как бы сложно ни было. На момент написания этого портрета автор служит на военном аэродроме. За плечами Фролова три курса художественного училища, которое окончить он так и не успел – призвали в армию.
В том же 1944 году Фролов принят в Союз художников. Демобилизовавшись, он уже не отвлекался от творчества. Его основным жанром стал портрет, а главными героями – простые и достойные советские люди. Вот несколько показательных названий с выставки: «Бригадир рыбаков Волков», «Механизатор», «Рыбаки Плещеева озера», «Портрет агронома», «Тракторист Логинов»,«Ветеран войны. Разведчик Каравашин».
Искусствовед Елена Толстопятова, с которой мы встретились в выставочном зале, заметила: «Как большинство советских художников, Фролов работал с живой натурой, запечатлевая образы своего времени и своих современников. Я помню этих людей –они такими и были. Что интересно: тогда эти полотна воспринимались как суровые и монументальные. Монументальность не исчезла. Но по прошествии времени явно зазвучала лирическая нота, которая не была заметна во время создания».
Сам художник в давнем интервью для «Рабочего края» (оно опубликовано в 1954 году) рассказывал: «Мы, творческие работники, должны постоянно обращаться к жизни, к труду наших современников как к истинному источнику вдохновения». Сегодня это фраза звучит плакатно. Но, думается, что Фролов в лучших своих работах был искренен. Изображая людей труда, не следовал конъюнктуре. Да и распиаренных орденоносцев у него было не так много – чаще обыкновенные, честные труженики.
Выставка может смутить некоторой однообразностью. Кажется, что лица героев на портретах ничего не выражают. Вроде бы и образа никакого не создается. Но в этом идеология художника. Его персонажи не выпячиваются, не наводят марафет перед тем, как позировать, не выбирают позу. Большинство из них даже не смотрят «в объектив».Художник делает акцент на скромности и внешней обыкновенности этих людей. Простота придает выразительность и эпичность холстам.
На выставке есть небольшой этюд «Работница» – кажется, что он с какой-нибудь передвижнической выставки. Да и по другим работам видно, что Фролов идет от русского реалистического искусства второй половины 19 века. Очевидно и увлечение импрессионизмом – образ «вылепливается» цветом, складывается из оттенков. Кстати, похоже, что любимая краска художника – сиреневая (и он придумывает десятки оттенков и сочетаний).
Конечно, в 1960-70-е живописец не избежал влияния «сурового стиля». Где-то он уместен (как в монументальном образе рыбака с Плещеева озера), а где-то выглядит почти карикатурно (как в портрете бригадира с фабрики имени Дзержинского). Привлекают внимание и пейзажи Фролова – к сожалению, их представлено немного. Вообще, видимо, главные работы художника остались за рамками этой экспозиции (о них можно судить по старым черно-белым библиотечным каталогам и газетам) – тем не менее она дает возможность судить о масштабе художника и его творчестве.
Выставка Константина Фролова (1918–1997) продлится до 25 февраля. Областной дом художника, пр. Ленина, 45. Выходной день – воскресенье.
Напечатано в газете «Рабочий край» №7 (26 987) 23.02.2019 г.
P.S.:Уже после того, как этот материал был сверстан – я наткнулся в телефоне на фотографию, которую сделал прошлой весной. Я был тогда в командировке в Белгороде, и в обеденный перерыв пошел в местный художественный музей. Он открылся только в 1980-е, потому коллекция достаточно скромная, небольшая. Но одна работа выделяется. Висит она на заметном месте и, кажется, сами белгородцы ее ценят. Это женский портрет, датированный 1950 годом. Автор – ивановский художник Константин Фролов (репродукцию можно найти в Интернете). С масштабного холста прямо на зрителя, обернувшись, из-за плеча, смотрит красивая молодая женщина. Фигура изображена на светлом беспредметном фоне; одета женщина в черный, закрытый костюм, на голове черная шляпка, руки – в перчатках. Из цветного – лишь синий шарф, едва заметный корешок красной книги в руках, и копна золотых волос, спадающих по спине. Но при этом минимуме – создается полноценный образ. Художник рассказывает историю через выбранный ракурс, позу своей героини, наклон головы и выражение лица. Получился блестящий портрет, сделанный под старых мастеров.
Удивительно, но на нынешней ивановской выставке ничего похожего нет. Работы не хуже, просто совершенно другие, иная стилистика. Да и в альбомах Фролова я не видел ничего эдакого.
Думается, что узнаваемые ныне стилистика и тематика Константина Фролова вырабатывались во многом под влиянием среды. Не попал бы художник в Иваново — может быть, писал бы совершенно иначе (повторюсь, не значит, что лучше).
Общество
Современники другой эпохи
О чем пишет «РК»