Анна Семенова
Похоже, позиция членов градостроительного совета города Иваново очень зависит, во-первых, от того, кто разрабатывает проекты, а во-вторых, от того, кто из архитекторов присутствует на заседании. В четверг, 14 февраля, на заседании градсовета, например, не было ни Виктора Шахматова, ни Александра Снитко, ни Александра Лосева, ни Владимира Сапожникова – и в результате обсуждение превратилось в какой-то непрекращающийся одобрямс (за исключением обсуждения проекта планировки квартала в районе ул. Суворова).
Вполне возможно, что с точки зрения архитектуры проекты действительно достойные. А вот с точки зрения комфорта людей, которые будут жить в проектируемых комплексах, есть немало вопросов. Конечно, практика показывает: какие бы каменные джунгли с видом на окна соседних домов и при полном отсутствии двора ни построили бы местные застройщики, всегда найдутся те, кто захочет купить в таком доме квартиру. Но все-таки странно видеть такое отношение к будущим жильцам.
Частный сектор на ул. Суворова – под снос?
Первый проект, рассматривавшийся градостроительным советом, - проект планировки территории, ограниченной улицами 10 Августа, Колотилова, Суворова, Пролетарской. Сейчас там частный сектор, но эта территория относится к зоне многоэтажной застройки Ж-3. Проект планировки разработало ООО «АКС Проект».
Неназванный застройщик (интересно, что в постановлении главы города о начале разработки ППТ информация о застройщике тоже не указано, судя по всему, с заявлением обращалось физическое лицо) собирается возвести в этом квартале 6 многоквартирных домов (2 пятиэтажных, еще четыре – высотой от 9 до 15 этажей). В центре квартала – детский сад, здание спортивного назначения, здание медицинского назначения (видимо, коммерческие спортивный и медицинский центры), объекты обслуживания жилой застройки (обычно так называют магазины). На территории квартала предусмотрены детские и спортивные площадки, парковки и даже площадка для выгула собак площадью более 400 кв.м.
Резкой критике этот проект подверг архитектор Александр Захаров, который был главным архитектором города Иваново при мэре Александре Фомине. Впрочем, критиковал он, в первую очередь, то, что проектировщик посмел не учесть заложенное в генеральном плане областного центра изменение направления ул. Суворова. Несмотря на возражения нынешнего главного архитектора города Натальи Петровой – мол, соответствующие поправки в генплан будут внесены в ближайшее время, Захаров заявил, что генеральный план – это стратегия развития города на ближайшие 25 лет, и эту стратегию нельзя менять исходя из желаний отдельно взятого застройщика. Нельзя, по мнению Захарова, исходить и из реальных финансовых возможностей муниципалитета – а вдруг еще через 20 лет у города появятся деньги, чтобы выкупить несколько десятков объектов для новой дороги?
Кстати, это новое направление дороги, как и действующий генеральный план, утверждали как раз в то время, когда Александр Захаров был главным архитектором города.
В общем, проектировщикам рекомендовали сделать еще один вариант – исходя из существующих красных линий и непонятных перспектив по строительству нового направления ул. Суворова. И никто не зада вопрос о том, насколько реально расселение частного сектора и насколько близкими или отдаленными являются перспективы застройки этого квартала.
Потенциальный транспортный коллапс у Красной церкви
Бурный восторг у архитекторов почему-то вызвал проект (пока только эскизный) жилого комплекса «Шереметьевский» на месте бывшего элеватора на ул. Базисной.
На участке площадью чуть более 6 гектар планируется разместить многоквартирные дома 9-15 этажей, общая площадь квартир 90 тысяч кв.м. Плюс детский сад (нестандартной для Иванова круглой формы, впрочем, не исключено, что в дальнейшем проект садика будет меняться), плюс торгово-офисные здания, плюс крытые паркинги (двухэтажные и четырехэтажные).
Проект выполнен АКБ «Сталь», заказчик – ООО «Южный камень» (компания зарегистрирована в декабре 2017 года в Иванове, на ул. Базисной, 38, директор – Иван Широбоков, учредитель – Андрей Сачков).
Классические каменные джунгли, из значительной части квартир открывается дивный вид на окна соседнего дома, а из окон северной части ЖК – на железную дорогу. Рядом расположена промзона со складами и небольшими предприятиями, в основном швейными. Зато территория огорожена, с внешней стороны на первых этажах размещаются коммерческие помещения, так что вроде бы все нужное под рукой. Проектировщики заверили, что их ЖК не будет портить вид Красной церкви, так как он расположен относительно далеко от нее.
По расчетам, жилой комплекс рассчитан на 2 700 человек, при этом запроектировано 300 машиномест для постоянного хранения автотранспорта (те самые многоуровневые паркинги) и 164 гостевых машиноместа. Примечательно, что никто из членов градостроительного совета не задал вопрос, надо ли будет жителям ЖК выкупать места в паркинге (очевидно, что надо – вряд ли застройщик жаждет заняться благотворительностью) и не приведет ли это к тому, что паркинг будет стоять пустой, а все машины будут стоять во дворе. Ивановская практика именно такова и именно из-за того, что покупатели квартир нечасто могут себе позволить потратить дополнительные 700 – 900 тысяч рублей на место в паркинге, застройщики в последнее время отказываются от планов их постройки.
Фактически без ответа остался и вопрос о том, каким образом будет организован выезд из ЖК на Шереметевский проспект. Проектировщик утверждал, что ул. Спартака и кольцо у Красной церкви задействовать не планируется – есть выезды по ул. Базисной и по Транспортным переулкам. Хотелось бы в это верить – но в любом случае городским властям, похоже, придется уделять внимание организации движения в этом районе, ведь кроме этого жилого комплекса уже началось строительство многоквартирных домов на месте бывшего рынка на ул. Сарментовой. К тому же, есть еще территория бывшей базы МУП САЖХ – не исключено, что и там будут строиться многоэтажные дома. Так что транспортный коллапс в этом узле очень и очень вероятен.
Нет ответа и на вопрос о школах. Да, в радиусе 500 метров от ЖК «Шереметьевский» расположены школы №1 и № 23, но есть ли в них места? Вряд ли. Впрочем, разработчики проекта этим вопросом и не задавались. Обошли вниманием проектировщики и вопрос об обеспечении жителей услугами поликлиник. Да и детский сад, как выяснилось в ходе обсуждения, скорее всего, будет частным, поскольку муниципальные власти не рассматривают вопрос о строительстве садика в этом районе.
Впрочем, все стало ясно после реплики проектировщика: заказчик поставил задачу сделать плотность застройки максимальной. Что и получилось в итоге.
«Самоцветы» без проблем
Следующий проект – жилой комплекс «Самоцветы» в Авдотьине – проектировал один из членов градостроительного совета Александр Захаров. Застройщик – группа предприятий «Квартал».
«Самоцветы» - первый шаг по застройке огромного, в 85 га, участка земли, недавно «прирезанного» к территории областного центра. ЖК расположен на углу улицы Революционная и недавно построенной улицы Лейтенанта Жидкова. Шесть многоквартирных домов высотой 9-15 этажей (высота застройки повышается вглубь квартала) соединены выходящими на ул. Революционную двухэтажными нежилыми помещениями. Парковки расположены с внешней стороны жилого комплекса, в глубине квартала – две 17-этажные «свечки» и детский сад на 240 мест.
Всё вполне прилично, однако два вопроса фактически остались без ответов. Во-первых, в Авдотьине уже давно проблемы со школой. Существующая там школа №14 переполнена, кроме того, пользуется не лучшей репутацией, так что многие жители Авдотьина предпочитают возить детей в другие школы города. Александр Захаров сообщил, что строительство новой школы в Авдотьино запланировано, но на другом участке, и построят ее лет через 8, не раньше.
А во-вторых, в «Самоцветах» будет жить, по расчетам проектировщиков, 2 800 человек. Пропускная способность ул. Революционной и ул. Ермака и сейчас оставляет желать лучшего. Кто ездил там, тот знает, какие пробки возникают на дорогах утром и вечером. После строительства «Самоцветов» ситуация станет еще хуже. Никаких перспектив по ее улучшению, похоже, ожидать не стоит. По крайней мере, предложений по расширению Революционной не было слышно от членов градостроительного совета, хотя вроде бы ситуация с транспортной инфраструктурой входит в их компетенцию.
Застройка Почтовой и Кузнецова: многоэтажки превыше всего
Архитектурная мастерская «Овал» представила переработанный вариант проекта планировки квартала в центре города в районе ул. Кузнецова и Почтовой. Первый вариант проекта планировки вызвал осенью прошлого года массу замечаний как у членов градостроительного совета, так и у жителей города.
Пожалуй, самое главное – проектировщики учли замечания относительно того, что объекты социальной и транспортной инфраструктуры нужно строить не после возведения многоквартирных домов, а параллельно с ними. Так что есть надежда, что новый детский сад и новая школа в этом, и без того густонаселенном районе, появятся не намного позже 19-этажных высоток.
Учтен и тот факт, что перенос объекта культурного наследия – деревянного дома на ул. Кузнецова – невозможен. Так что улицу Кузнецова расширять, видимо, не будут. А строительство школы приведет к ограничению скорости движения по ней. Впрочем, поговаривают, что в недрах мэрии зреет решение о строительстве здесь подземного перехода. Это действительно решило бы массу проблем – вопрос только в том, найдутся ли на такой переход деньги.
Павловский овраг планируется использовать как пешеходную зону. А вот территорию школы пришлось сократить – как выяснилось, компания «РИАТ», во-первых, не собирается сокращать санитарно-защитную зону, а во-вторых, не согласна отдавать под территорию школы участок, где расположены теннисные корты. Так что учащиеся этой школы, видимо, будут заниматься физкультурой на общедоступной спортивной площадке.
После того как проектировщики показали визуализацию планируемых кварталов, у архитекторов – членов градостроительного совета возник резонный вопрос: почему внешний вид 19-этажных «свечек» по ул. Жарова никак не гармонирует с высотками, которые уже построены в этом районе (ЖК «Огни Москвы» и высотка на ул. Жарова). Этот вопрос остался без ответа.
Этот вариант проекта планировки также будет выноситься на публичные слушания, и можно будет более подробно познакомиться с документацией. Но в целом, похоже, идею о строительстве высоток под 20 этажей застройщики не оставили. Хотя параллельно в мэрии обсуждается предложение об ограничении этажности застройки, в том числе, в центральной части города. Интересно, кто успеет первым.
Общество
Полный архитектурный одобрямс
Градсовет одобрил четыре проекта